Особенно велика роль университетов в северных регионах. Именно их деятельность обеспечивает единство и целостность образовательной политики в них. Этот вывод сделали участники международной научной конференции «Образование на Севере: проблемы и перспективы», состоявшейся в Магадане в июне прошлого года.
Развитие университетов на Севере, их миссия в значительной степени обусловлены целым рядом особенностей самих северных регионов. Своеобразие социально-экономических условий, суровых климатических условий и этно-демографической ситуации, соотношение коренного и пришлого населения, географическая отдаленность от центров науки и культуры, образования (в Магаданскую область «только самолетом можно долететь»), сдерживающая академическую мобильность как студентов, так и научнопедагогических работников. Наконец, геополитическое положение области близость дальнего зарубежья, непосредственное взаимодействие цивилизаций и культур.
Все это диктует необходимость поиска нетрадиционных подходов и путей решения задач, стоящих перед образованием и его высшей школой.
Уже в 1991 г. было заключено первое международное соглашение о сотрудничестве между вузами трех сопредельных территорий Магаданским государственным педагогическим институтом, Университетом штата Аляска и Педагогическим Университетом Хоккайдо. Стремление к сотрудничеству было столь велико и важно, что идея создания на базе пединститута Международного педагогического университета нашли поддержку у зарубежных партнеров, местных органов власти, а затем и в Министерстве образования. Так в 1992 был создан Международный педагогический университет первый в российской высшей школе международный университет, и была реализована идея многоучредительства с участием не только отечественных, но и зарубежных соучредителей. Университет возглавил международный Совет попечителей.
Создание в Магадане Международного педагогического университета придало новый импульс развитию образования в регионе, позволило сделать следующий шаг создать классический университет. В декабре 1997 г. Правительство России приняло Постановление о создании в Магадане на базе Международного педагогического университета и Магаданского филиала Хабаровского государственного технического университета Северного международного университета. Учредителями его являются Министерство образования, администрация Магаданской области и мэрия г.Магадана, Правительство штата Аляска и Педагогический Университет Хоккайдо. Многоучредительство вновь было подтверждено. Сегодня оно поддерживается и нормативно-правовыми актами.
Правительство России, принимая в 1997 г. решение о создании Северного международного университета, подчеркнуло, что университет создается в целях социально-экономического развития северных регионов, расширения международного сотрудничества, развития образования и культуры коренных малочисленных народов Севера. Как видим миссия университета трудная и ответственная.
Сегодня университет представлен Инженерногеологическим институтом, факультетами: социальногуманитарным, менеджмента, экономики и финансов, педагогическим, филологическим, естественных наук и математики, дополнительных педагогических профессий, дополнительного профессионального образования. В университете обучается 4,5 тысячи студентов по 24 специальностям и специализациям. На 29 кафедрах работают 259 преподавателей, в числе которых 14 докторов, профессоров, 79 кандидатов наук, доцентов. Аспирантура университета ведет подготовку аспирантов по 22 научным специальностям. В университете имеется междисциплинарный учебнонаучный Центр «Образование на Севере», социологическая служба, Русский лингвистический центр, Центр народов Севера.
В соответствии с Постановлением Правительства России и Концепцией модернизации российского образования университетом определены стратегические направления деятельности, нацеленные на решение актуальных региональных задач. Ресурсная основа социально-экономического развития территории одна из важнейших ее фундаментальных характеристик. Область преодолела глубокий системный кризис и вышла на этап стабилизации. В хозяйственный оборот вовлекаются богатейшие минеральные и биологические ресурсы, в том числе и углеводородное сырье. Неизбежен переход экономики к устойчивому развитию, перспективному решению социальных проблем Северо-Востока России. Возможные сценарии развития имеют для зоны Севера обшие черты:
- продолжение освоения природных ресурсов приполярной зоны России;
- стабилизация численности и демографической структуры населения;
- развитие рыночных отношений и формирование гражданского общества;
- возрастание потребности экономики в квалифицированных кадрах, потребности населения в повышении своего образовательного и профессионального уровня, наконец, потребности региона в сохранении и умножении интеллектуального потенциала.
В этих социально-экономических условиях Северный международный университет оптимизирует перечень профессий и специальностей, вводит новые современные профессии, внедряет междисциплинарный подход в профессиональном образовании, утверждает самостоятельную работу и научный поиск как важнейшие составляющие подготовки специалистов.
Одним из стратегических направлений в деятельности университета является обеспечение интеграции образования, науки и производства. Более десяти лет назад по его инициативе был создан научнообразовательный комплекс, объединивший с университетом на уровне ассоциаций управления образования города и области, инновационные школы, областной институт повышения квалификации педагогических кадров. Научно-образовательный комплекс стал неотъемлемой частью образовательной системы области. Более 10 лет работает инновационное учебное заведение Северный гуманитарный лицей, соучредителем которого является университет.
Все эффективнее развивается интеграция университета и академической науки. В Северном международном университете на базе академических институтов открыты новые отделения университета, использующие для учебной и научной работы, производственной практики кадры и оборудование СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН. Созданы совместные кафедры: с Институтом биологических проблем Севера ДВО РАН кафедра биологии и химии; с Северовосточным комплексным научно-исследовательским институтом ДВО РАН кафедра геологии. Становится все более тесным сотрудничество университета с автотранспортными и горными предприятиями, предприятиями энергетики, банками и другими учреждениями и организациями различных форм собственности.
Все это позволило университету выступить инициатором создания университетского комплекса. Инициатива поддержана администрацией области и мэрией г.Магадана. Проблемы формирования университетского комплекса стали предметом всестороннего обсуждения на недавно прошедшей научнопрактической конференции, участники которой пришли к выводу о том, что в области сложились предпосылки и необходимость создания университетского комплекса, что позволит:
- объединить все уровни образования в единый непрерывный процесс;
- создать возможность регулирования рынка образовательных услуг и регионального рынка труда;
- обеспечить мобильность субъектов образовательной, научной и производственной деятельности;
- упростить переход от одного уровня образования к другому, сократить сроки обучения и повысить его качество.
Таким образом, Северный международный университет оказывает все возрастающие позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.