- Распоряжения руководства доходят до исполнителей, но не выполняются, либо, что еще хуже не доходят до исполнителей через среднее звено управления.
- В организации теряются документы.
- Специалисты одного направления перегружены, при том, что специалисты такой же квалификации другого направления простаивают.
- Руководителю непосредственно подчиняется большое число специалистов или руководителей различных направлений.
- Нарушена внутрифирменная коммуникация внутри самих подразделений корпорации - сотрудники одного подразделения не знают, чем занимается другое подразделение.
Это грозит подразделению и корпорации в целом:
- Утратой контроля руководством над подразделением, из-за неоднозначного понимания сотрудниками процессов и организационной структуры.
- Невозможностью выработать стратегию развития, из-за высокой загруженности топ менеджмента текущими делами, из-за неумения или нежелания делегировать полномочия.
- Проблемами при расширении, увеличении оборотов, при выходе на новые рынки.
- Текучестью кадров.
- Сложностью привлечения инвестиций: для инвесторов компания непрозрачна, а, значит, велики риски.
- Невозможностью получения различных международных сертификатов, что особо актуально для производственных подразделений.
Это далеко не полный список угроз, с которыми сталкиваются российские компании корпоративного типа в условиях роста.
В том случае, если рынок не меняется, корпорация с такими проблемами может существовать достаточно долго и даже получать прибыль, но она утрачивает стратегическую инициативу и не может рассчитывать на большее.
Но существует другой путь. Изменение организационной структуры может позволить ей сократить издержки, стать привлекательной для высококвалифицированных специалистов и инвесторов, высвободить время руководства для стратегического планирования.
Изменить систему управления компаниями и корпорацией в целом становится возможным только благодаря комплексной реорганизации структуры, включающей:
1. Осознание симптомов неэффективной структуры.
2. Диагностику и выявление проблем.
3. Анализ существующих бизнес-процессов и моделирование новых.
4. Разработку и проведение мероприятий по подготовке к реорганизации: обучение, компенсационные мероприятия, установка технических средств, планирование реорганизации.
5. Реорганизацию.
6. Анализ результата.
Профессиональным менеджерам все чаще приходится заниматься этой задачей. Она не так очевидна, как проблема налогов, проблема сбыта, проблема инвестиций, но самая опасная проблема – неочевидная проблема. Задача топ менеджмента корпорации и руководителя отдельно взятого подразделения обнаружить ее, решить, и не допустить ее появления вновь.