Лечебно-профилактические учреждения, независимо от организационно-правового статуса, должны гарантировать населению квалифицированную медицинскую помощь. Новые технологии в здравоохранении, методы диагностики и лечения, возросшие требования к качеству сестринского ухода, приводят к необходимости совершенно иного уровня сестринского образования, подготовки компетентного и квалифицированного сестринского персонала с высшим образованием. Современное состояние здравоохранения, уровень здоровья населения России требуют радикальных мер по совершенствованию сестринского дела, которое включает в себя два основных направления: подготовку высококвалифицированных кадров и их рациональное использование в системе здравоохранения. В современных условиях значительно возросли требования к качеству преподавания в медицинских вузах. Совершенствование педагогической системы всех кафедр и вуза в целом предполагает дальнейшее развитие принципа единства теории воспитания (методологии) и теории обучения (дидактики). Целью настоящего исследования была оценка существующей системы контроля качества подготовки специалистов с высшим сестринским образованием. Работа проведена на базе Краснодарского муниципального института высшего сестринского образования. Анализ существующих общепринятых методов и организационных форм контроля учебной деятельности показал, что наиболее широко применяется система взаимосвязанных уровней контроля, что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности студентов. Во время исследования была применена междисциплинарная форма контроля по главным дисциплинам. В результате проведенного эксперимента студенты контрольной группы показали более высокий уровень подготовки. Наши многолетние педагогические наблюдения и исследования свидетельствуют о том, что традиционная система обучения, которая ещё широко используется в высших медицинских учебных заведениях, не может обеспечить глубоких и устойчивых знаний. В настоящее время объём учебной информации чрезмерен и не регламентирован. Количественные параметры в учебный процесс пока не введены. Ни студент, ни преподаватель не знают, сколько информации нужно получить, чтобы хорошо усвоить тему, что из этой информации следует усвоить на уровне знакомства, что на уровне памяти и что на уровне знаний, умений и убеждений. Научный подход отсутствует. Чаще всего преподаватели действуют по своему усмотрению. Существуют законы усвоения, которые, к сожалению, в большинстве вузов пока не учитываются. Опыт показывает рациональность использования ситуационных задач как вспомогательного средства в учебном процессе, предэкзаменационной подготовке и проверке элементарных знаний и навыков. Итоговый контроль знаний, проводимый в форме традиционного экзамена, имеет много нареканий, так как носит некоторый характер субъективизма. Экзаменационные оценки носят ранговый характер и часто зависят от косвенных причин. Проведен анализ экспериментального проведения приёма экзамена независимым преподавателем. Выяснено, что независимый экзаменатор оценивает студентов выше, чем преподаватель, проводивший практические и семинарские занятия. Процент расхождения составил 7,75%. Проблема объективности итоговой оценки может быть разрешена при условии чёткого учёта результатов текущего и рубежного контроля по предмету, совершенствования методических подходов к формулировке экзаменационных вопросов и задач с учётом конечной цели подготовки специалистов. Применяемая в настоящее время оценка качества результатов подготовки специалиста с высшим сестринским образованием с использованием традиционных форм и методов контроля, применение слабо дифференцированной, дискретной пятибальной шкалы не достаточно эффективна. Рейтинговая система оценки подготовки студентов позволяет существенно уменьшить этот недостаток.