Современный спорт представляет собой сложное противоречивое явление. Он раскрывает себя весьма разносторонне, поэтому его изучение и оценивание осуществляется в рамках многообразных подходов и в различных формах. Гармония духа и тела - главное в представлениях об идеальной естественной красоте, и спорт позволяет человеку воплощать этот идеал в жизнь. Огромное культурное значение для общества имеют и спортивные традиции: идеи справедливости и равенства между спортсменами на соревновании. Однако под воздействием науки спорт высших достижений действительно меняется, традиционные спортивные принципы. Влияние науки на развитие спорта заметно, прежде всего, в том, что ради достижения все новых рекордов используются самые последние научные разработки. Костюмы и спортивные снаряды изготавливаются из сверхпрочных и сверхлегких материалов, над планированием специальных систем тренировки и особенного питания работают ученые, для спортсменов выпускают эксклюзивные медицинские препараты. Наконец, спортсмены все чаще используют допинг, как правило, специальные медицинские препараты, которые повышают силу и выносливость организма. Несмотря на то, что употребление допинга в спорте считается обманом, спортсмены и их тренеры готовы идти на любой риск ради новых рекордов. Именно поэтому борьба с допингом - одна из наиболее острых проблем современного спорта. По прогнозам ученых, появление в спорте высших достижений биотехнологий, которые сделают реальной генетическую модификацию - совершенствование организма при помощи искусственного добавления или изменения генов.
Развитие науки, техники и биологии не только расширяет возможности человека и увеличивает его силы, но и ставит вопрос о сущности человечности, которая рассматривается, как условие самоидентичности человека. Речь идет, прежде всего, о проблеме личности, каковы индивидуальные механизмы, определяющие моральность поступка, и в чем ценность того, чтобы быть человеком? Любое вмешательство в организм человека нельзя считать обоснованным, за исключением лечения. Важные спортивные горизонты смысла, которые могут быть установлены через определение границы, разделяющей лечение человека и совершенствование в области спорта, оценку вреда, который может возникнуть в результате использования новых биотехнологий. За последние годы наука шагнула далеко вперед: уже сегодня на генетическом уровне можно определить предрасположенность человека к тем или иным видам спорта. Спорт, рассматривается, как способ, определения предельных возможностей человека в той области бытия человека, которая связана с развитием телесности (тела как единства природного и социального). Если говорить о природе спорта то, следует отметить, что она основана на стремлении свободного излияния человеческой витальности, проявления избыточности природных сил, психических и интеллектуальных возможностей человека, его «неспособности» прерывать своё развитие и останавливаться на достигнутом. Поэтому спорт может выступать в качестве одного из важнейших «измерителей совершенствования человека, как существа, обладающего социально модифицируемым телом, стремящегося знать, каковы его резервы, потенциал развития и границы оптимума, реализующего способность к расширению этих границы. В спорте человек раскрывает и «измеряет» не только свой биологически заданный потенциал. Если говорить о спорте как о феномене культуры, то, безусловно, следует иметь в виду его роль в становлении «человека гармоничного», в единстве разных сторон своей природы, в оптимальном сочетании физических и ментальных возможностей. Любое нарушение оптимального взаимодействия этих сторон содержит в себе опасность выхода за пределы допустимого на данном этапе развития, что вызывает дисгармонию и неизбежные негативные последствия. Происходит нарушение одной из сущностных сторон взаимодействия человека с миром - его человеческой размерности.
Одним из первых разработчиков рассматриваемой темы в современной отечественной философии является М.К.Петров. Он сформулировал и включил в содержательную область философского мышления понятие «человекоразмерность», которое рассматривал следующим образом: «Сумму ограничений, которую человек как существо естественное (суточные и биологические ритмы жизни, движение по возрастным группам, универсалии общения и взаимопонимания, закономерности психики, физические и ментальные возможности и ограничения) накладывает на социальные структуры коллективной жизни и деятельности, мы предлагаем назвать человекоразмерностью - неустранимой характеристикой социальных реалий, которая выступает на правах условия осуществимости любой коллективной деятельности. Определение человекоразмерности в области спорта состоит в предельно выраженных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, а также, безусловно, определённых психических характеристик личности (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств. Другой известный философ М.К. Мамардашвили связывает проблему человекоразмерности с необходимостью определения той меры, в какой человек владеет своим естественным и искусственным (культурным) достоянием, насколько он овладел не только своими силами, но и факторами их развития, содержащимися в культуре. Так благодаря крупнейшим российским философам второй половины ХХ века намечаются контуры чрезвычайно важной проблематики.
Проблема человекаразмерности спорта как социальной практики человеческого сообщества становится не только актуальной теоретически. Она несет в себе практический потенциал. Одним из первых мыслителей, возвестивших об опасности ударов, которые наносит техника по человекоразмерности мира стал Н.А. Бердяев. Он связывает создание человеко‒машинного мира с выполнением человеком своего активного призвания в мире. Благодаря технике человек становится могущественнее, «и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии». Н.А. Бердяев предвидит возможность утраты миром своей человекоразмерности. И он отмечает, что даже современный спорт, занятие, в сущности, необходимое человеку, способен только усилить эту тенденцию. Нельзя отрицать положительного значения спорта, который возвращает к античному, греческому отношению к телу. Но сам спорт может превратиться в средство разрушения человека, может создавать уродство вместо гармонизации, если не подчинить его целостной, гармонической идее человека. В чем секрет спортивного успеха не знает никто. Может ли генная терапия стать высокотехнологичным способом мошенничества в спорте? Конечно да. Наступят ли времена, когда она станет общедоступной и манипулирование генами для улучшения спортивных показателей получит широкое применение? Возможно. Так или иначе, не исключено, что прошедшие Олимпийские игры были последними, в которых не участвовали спортсмены, обязанные своими достижениями генному допингу. Спорт высших достижений - это сфера запредельных и неадекватных как для тела, так и для духа нагрузок.
Проблема современного спорта, состоит в том, что спорт, реализующий, стремление человека определить меру своих физических и ментальных сил и способностей, начинает выходить за пределы этой меры. Возникает опасность в современном спорте тенденций, ведущих, когда человек будет не «измерять самого себя», а «переделывать», искусственным образом создавая «квазичеловека», - на базе использования сверхсовременных технологий во имя зрелищных удовольствий и коммерческих интересов. Одним из видов проявления выхода за пределы человекоразмерности в области спорта является использования в спорте генетического допинга. Генетическая модификация стала серьезной проблемой, поскольку, с одной стороны, применение и распространение генетической модификации противоречит принципам спортивной этики, а с другой, - осуществлять тесты, чтобы определить, проводилась ли модификация генов или нет, очень трудно. Технология таких анализов может быть разработана, их проведение еще слишком сложно как для спортсменов, так и для антидопинговых служб. В настоящее время в центре обсуждения стоит вопрос о статусе генетической модификации в спорте: следует ли считать генетическое совершенствование допингом, и, следовательно, запрещать все виды этой биотехнологии, или необходимо искать более гибкий подход в определении статуса генетической модификации. Рассматриваются основные виды вреда, который возникает вследствие употребления допинга: обман других спортсменов; нанесение вреда своему здоровью; разочарование зрителей и создание ролевых моделей для подражания со стороны подростков; извращение природы спорта и его дегуманизация. Вред здоровью, наносимый допингом, вполне сопоставим с той опасностью, которая изначально присуща спорту как виду деятельности, следовательно, риск, связанный с использованием допинга, - лишь один из множества спортивных рисков. Другой антидопинговый аргумент - нарушение равноправия между спортсменами, возникающее тогда, когда одни используют допинг, а другие нет ссылаясь на естественное неравенство физических данных спортсменов. Те, кто опасается, что генетический допинг возвещает о «конце спорта», должны вместо этого понять, что этот момент предоставляет возможность задать важные и трудные вопросы об эффективности и достоверности антидопинговых тестов. Действительно ли общество заинтересовано в повышении спортивных результатов? Этот вопрос, возможно, кажется радикальным. Но прогресс в решении этической проблемы опирается на конфликт убеждений и ценностей. Много лет комментаторы выражали озабоченность допинговой культурой в среде спортивной элиты. Тем не менее, антидопинговая культура - столь же тревожный сигнал, потому что она воплощает собой догматическое упрямство, ограничивающее возможности для критической дискуссии по вопросам, действительно важным для спорта. Если антидопинговые органы действительно беспокоятся о судьбах спорта, то на них лежит обязанность вновь и вновь пересматривать фундаментальные ценности, лежащие в основе их работы. В связи с развитием технологического прогресса в области спорта возникает необходимость осуществления реальных шагов стремление переломить тенденции развития применения допинга и искать возможности практического решения проблем гуманизации спорта, возвращения его только лишь к выявлению границ предельных возможностей человека и к фиксации их. Будем надеяться, что спортсмены все-таки будут соревноваться в духе фэйр-плей.