У поросят при экспериментальном заражении криптоспоридиозом отмечалось более низкое содержание общего белка в крови по сравнению с контрольными животными. Это различие, на наш взгляд, в течение первых четырех суток после заражения связано с интенсивным внедрением ооцист криптоспоридий в зону щеточной каемки тонкого отдела кишечника, особенно в подвздошный отдел. В этот период происходит массовое поражение клеток ворсинок и желез паразитами (макро- и микрогаметами, ооцистами на разных стадиях развития), что обусловливает атрофию собственной пластинки слизистой оболочки ворсинок, их деформацию и атрофию, разрушение энтероцитов, замещение погибших крипт скоплениями эозинофилов, лимфоцитов. Это объясняется циклом развития криптоспоридий. Все циклы развития происходят в организме одного и того же хозяина и завершаются формированием 2 типов ооцист. Ооцисты первого типа, составляющие большинство, имеют толстую стенку и выводятся с фекалиями. Оставшиеся, которые имеют тонкую стенку, освобождают спорозоиты в кишечнике, вызывая аутоинвазию. Это объясняет длительное сохранение паразита в организме хозяина даже при отсутствии повторных заражений. Выделившиеся толстостенные ооцисты устойчивы к действию неблагоприятных факторов, способны длительно сохранять жизнеспособность и инвазионность во внешней среде (от 4-6 месяцев до 1 года). Все это приводит к нарушению пищеварения, возникновению аллергических процессов, связанных с развитием патологии в организме зараженных животных.
По мере развития болезни отмечались некоторые сдвиги в белковой формуле крови. Количество альбуминов при экспериментальном заражении поросят ооцистами C. parvum постепенно снижалось. У поросят, заразившихся в естественных условиях, эта разница составляла 38,3±1,39 г% (Р< 0,05) и на 8‒е сутки достигало 31,9±0,56 г% (Р<0,01) против 35,4±0,58 г% (Р<0,01) в контрольной группе.
Показатели α‒ и β‒глобулинов в динамике криптоспоридиозного процесса существенно не изменяются. Однако следует отметить, что содержание этих фракций, как правило, превышало их величину у контрольных животных. На устойчивость новорожденных поросят к патогенным факторам в значительной степени влияет уровень γ‒глобулинов в крови, который зависит от времени первого кормления, кратности его в последующем, количества и качества полученного молозива, абсорбционной способности слизистой тонкого отдела кишечника, сезонных и стрессовых факторов, гормонального статуса новорожденных, генетических факторов.
Низкий уровень колострального иммунитета, нарушение технологии кормления и параметров микроклимата ведут к тому, что организм новорожденного не в состоянии не только справиться с возбудителями заболеваний, попавших извне, но и держать представителей собственной микрофлоры в рамках «мирного сосуществования».
Указанные факторы могут иметь отрицательное влияние на заболеваемость новорожденных поросят диареей.
В качестве теста оценки естественной резистентности поросят было взято содержание γ‒глобулинов в сыворотке крови. За норму у 1-4‒суточных поросят принимались их показатели 25,0-55,1 г% (Кондрахин И. П., 2004). Было установлено, что экспериментально инвазированные поросята до заражения имели пониженное содержание γ‒глобулинов. На 4‒е сутки их уровень составлял 20,8±0,54 г% (Р<0,05), в момент массового выделения ооцист криптоспоридий, то есть на 8‒е сутки, - 18,5±0,43 г% (Р< 0,05), на 12‒е сутки - 16,8 ± 0,61 г% (Р< 0,05).
Даже в период выздоровления поросят - на 14‒е сутки с начала заражения - количество γ-глобулинов в сыворотке крови все еще было низким - 14,0±0,37 г% (Р<0,05). До спонтанного заражения содержание γ‒глобулинов в сыворотке крови поросят составляло 20,5±0,60 г% (Р<0,05), а на 4‒е сутки после заражения - 18,8±0,47 г% (Р<0,01) и на 8‒е - 16,2±0,68 г% (Р<0,05).
Диспротеинемия, характеризующаяся уменьшением количества альбуминов и уровня глобулинов, наиболее выражена в период массового выделения ооцист криптоспоридий, что указывает на корреляционную зависимость. Мы полагаем, что отмеченные изменения в белковой формуле сыворотки крови пораженных криптоспоридиозом поросят являются следствием, с одной стороны, нарушения белкового обмена, с другой - проявления иммунологической реактивности.
Таким образом, изменения биохимического состава крови у поросят при криптоспоридиозе отражают развитие патологических и иммунных процессов и свидетельствуют о стрессовом состоянии организма, а также весьма объективно оценить действие различных факторов на организм при криптоспоридиозе.
Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 16‒18 февраля 2010 г. Поступила в редакцию 22.12.2009.