Культурология является достаточно молодой наукой, период ее обособления в системе наук приходится на вторую половину XX века. Вместе с тем, накопленный материал, как предшествующими науками, изучающими феномен культуры, так и самой культурологией, представляет огромный пласт, затрагивающий практически все стороны социального и субъективного бытия. Все это предопределило создание соответствующей структуры культурологического знания. При развернутом анализе структуры культурологии как науки, выявляется достаточно большая группа теоретических разделов в изучении определенных аспектов существования культуры, как феномена социальной организации. В области теоретического осмысления одну из ключевых ролей занимает раздел, посвященный проблеме изменения культуры и общества. Важность этого раздела для культурологии определяется самим характером существования культуры, человека и общества. Признавая основной характеристикой бытия собственно развитие, как сам способ существования, становится очевидным значимость проблемы изучения динамики, как культуры и общества, так и их соэволюции, представленной в социокультурной динамике. Другим свидетельством значимости для культурологии проблемы изучения социодинамики культуры может стать тот факт, что практически в каждой теории культуры проблема изменения культуры становится одной из самых главных для определения своей теоретической базы. Все это предопределило и структурную дифференциацию теоретического раздела культурологии.
Сама наука в современном обществе приобрела статус общезначимой, так как исходя из анализа государственного образовательного стандарта, культурология входит в состав федерального компонента по циклу общих гуманитарных и социально‒экономических дисциплин для изучения студентами практически по всем специальностям подготовки в высшей школе. При этом, большое внимание уделяется трем основным направлениям или разделам - это теория культуры, история культуры и прикладная культурология. Анализ всех основных разделов, не только в такой дидактической единице, как теории культуры, но и в двух других, показывает, что без освоения теоретических знаний социодинамики культуры, невозможно изучить и другие разделы. Особое место в системе культурологического знания социодинамика культуры занимает по нескольким причинам:
‒ Теория социодинамики культуры позволяет более предметно раскрыть специфику и формы существования не только культуры и социума, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга;
‒ Теория культуры без опоры на социодинамику не получает должного уровня объективации своей научности и прагматической значимости;
‒ Рассмотрение истории становления теорий социальной и культурной динамики раскрывает не просто развитие научной мысли, но и отражает те процессы, которые предопределяли развитие научного дискурса;
‒ В теориях социодинамики культуры присутствуют не только теоретические, абстрактные построения, но и большой фактический материал, свидетельствующий о обоснованности той или иной теории, ее критериев и атрибутов;
‒ Именно социодинамика культуры в контексте культурологического знания обеспечивает должный уровень междисциплинарности, что является определяющим фактором, предъявляемым к современным наукам, а, значит, и дисциплинам обучения студентов в высшей школе.
В свете предъявляемых требований к современному специалисту, обладающему достаточным уровнем базовых знаний, прежде всего, общегуманитарного цикла, способствующих формированию не только мировоззрения субъекта, но и развивающих толерантное отношение к субъектам и объектам других культур, именно социодинамика культуры лучше других дисциплин удовлетворяет данные требования. Более того, учитывая специфику современного мира с потоком огромной информации, проходящий через сознание субъекта, развитием требований к специалисту и гражданину, при незначительных часах академической и самостоятельной работы по изучению всего объема необходимых знаний и навыков, социодинамика культуры практически единственная дисциплина, способная сформировать в сознании субъекта единую картину мира, удержать от распада то многообразие фрагментов знаний, которые получены от других областей знаний, во всяком случае тех, что касаются социогуманитарного цикла.
При анализе современной учебной литературы выявилась проблема отсутствия учебного пособия по дисциплине «Культурология» для высших учебных заведений, где предметное поле такого раздела культурологии, как социодинамика культуры было бы представлено именно с позиции междисциплинарности и историцизма. При этом, учитывается специфика не только самой структуры культурологического знания, где социодинамика культуры представлена в разделе теории культуры, но и практика анализа современных тенденций развития культуры, интерпретированная с позиции социодинамической теории культуры.
Для удобства, прежде всего, самостоятельной работы студента, учебное пособие имеет следующую структуру: каждая глава начинается перечнем вопросов для рассмотрения; после каждого параграфа приводится список вопросов для самопроверки, а также рекомендуемая литература. В заключительном разделе пособия выделены два параграфа: персоналии - краткие биографические справки ученых и деятелей культуры, фамилии или труды которых представлены в учебном пособии и глоссарий, где в алфавитном порядке приведены наиболее употребляемые понятия и даны им определения.
Данное пособие может быть использовано как преподавателями для подготовки к практической работе, так и студентами при самоподготовке. При этом, теоретическая часть пособия позволяет использовать материал не только в курсе культурология, но и как дополнительный материал для подготовки к дисциплинам социальных наук.
Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 11‒13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 15.05.2010.