В истории человеческой культуры традицию выделения особых дней, в которые общество отдыхало от ежедневного труда, можно проследить достаточно далеко. При этом значение этих дней не совсем однозначное. Широко распространенное убеждение, что праздник - это день отдохновения от трудов, время ничего не делания, не совсем правильно. Постижение первоначального смысла этих дней возможно только при условии включения в инструмент познания необходимого факта, а именно, структуры и смысла культурной ментальности рассматриваемого периода. Выделение аттрактивных начал, сформулированных в ценностях культуры, позволяет пересмотреть первоначальное употребление данного понятия и вскрыть глубинное значение праздника в культуре.
Очень тесно к проблеме осмысления праздника стоит вопрос и о смысле и назначении в культуре таких ее фактов, как традиции и обряды. Традиция образует достаточно неизменный элемент культуры, в который входит и такой обязательный компонент как праздник, являющийся одним из структурных элементов традиции. Обряд же является практическим действием, которое направлено на достижение реальной или сверхъестественной цели. Он может входить составной частью как в праздник, так и в другие практики социального бытия, включенные в традицию культуры. Исследование истории возникновения праздника и его современное существование позволит определить его онтологическое и экзистенциальное значение для культуры в целом и объяснить существование традиций в культуре.
При рассмотрении празднично-обрядовых традиций в культуре большое значение приобретает проблема взаимозависимости указанных культурных норм от господствующей идеологии и религиозных убеждений. При этом, многие исследователи достаточно обоснованно считают, что праздники и обряды берут свое начало не просто в практике социального бытия, а именно, - религиозной организации жизни. Таким образом, проблема религии становится актуальной для рассмотрения специфики и онтологической сущности праздника.
В зависимости от того, что считать предпосылкой образования праздничной традиции, необходимо определить исходные позиции относительно источников зарождения. Таких позиций может быть две: теория сельскохозяйственного или религиозного начала. В данном учебном пособии рассмотрение праздников, обрядов и традиций ведется через признание в качестве истоков зарождения именно религиозное начало.
Собственно, структура содержания пособия предполагает последовательное знакомство студентов с проблемой праздников и обрядов в культуре. Для этого вначале представлено теоретическое осмысление таких феноменов культуры как религия и праздник.
Изучение религиозных праздников построено в соответствии со следующим планом: вначале раскрывается история и особенности религии, затем приводятся традиции и обычаи исповедания веры в культуре, и, наконец, рассматриваются наиболее важные религиозные праздники. При этом учитывается тот факт, что одна и та же религия может исповедоваться в разных страна, а, значит, и разных культурах. Каждая культура накладывает свой отпечаток на обряды, традиции и праздники, что соответствующим образом отражено в рассмотрении представленных религиозных праздников. В учебном пособии раскрываются особенности вероисповедания и исправления религиозных культов одиннадцати религий. Учитывая тот факт, что в ряде религий, например, христианстве, выделяются несколько разноплановых конфессий, что соответствующим образом отражено и в празднично-обрядовой традиции.
С методической точки зрения пособие структурировано таким образом, чтобы студенту было удобно осваивать материал самостоятельно. В начале каждой главы представлены список вопросов для рассмотрения, а после основного содержания главы приводится список вопросов для самопроверки. Для более глубокой подготовки после каждой главы приводится список рекомендуемой литературы, где можно более подробно познакомиться с изучаемым вопросом.
В конце учебного пособия приводится глоссарий наиболее употребляемых понятий. Глоссарий построен в алфавитном порядке и позволяет использовать его как дополнительный источник для самопроверки знаний.
Пособие рассчитано на подготовку студентов-гуманитариев, особенно, для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Кроме того, пособие будет полезно преподавателям для подготовки практических занятий. Учитывая расширяющиеся межкультурные связи, которые определяют структуру и специфику современной культуры, знакомство с учебным пособием позволит большой аудитории не специалистов освоить основные знания и навыки локальных культур, в которых очень сильно проявляется религиозная составляющая, что соответствующим образом предопределяет и развитие социальных ценностей и приоритетов. Даже в российской культуре, где исповедуется принцип веротерпимости, постоянно происходит взаимодействие представителей различных религиозных конфессий. Более того, для современного молодого поколения, учебное пособие может стать своего рода введением в ту религию, которую исповедуют их друзья и родственники. Большой объем материала позволит удовлетворить интерес всех желающих познакомиться с культурными нормами представителей различных религий и стран.
Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 11‒13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 15.05.2010.