Пособие может использоваться студентами математических факультетов педагогических вузов в рамках дисциплин вузовского компонента, изучающих вопросы организации дидактических игр при обучении математике. Книга также предназначена для использования на уроках математики в 5‒6 классах, для организации домашних заданий, индивидуальной и внеклассной работы.
Пособие направлено на формирование устойчивого интереса школьников к математике, содержит богатый дидактический материал по различным темам курса математики 5 и 6 классов. Оно содержит задачи на все действия с натуральными и с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, на проценты, координаты, геометрический материал, которые включаются в 40 дидактических игр. Среди которых - сюжетные, ролевые, лабиринты, домино, лото, эстафеты и другие дидактические игры. Например, эстафеты: «Математическая регата», «Пасмурная погода», «Музыкальный ринг»; познавательная игра-путешествие по действительной карте авторалли из столицы Франции до столицы Сенегала «Авторалли Париж‒Дакар», включающая 15 задач на движение (одного объекта, навстречу друг другу, вдогонку из одного пункта одновременно, вдогонку из одного пункта с задержкой, вдогонку из разных пунктов) трех уровней сложности, сопоставленных с типом транспортного средства; ролевая игра с экономическим содержанием - Аукцион «Молодо‒незелено»; игра-тренажёр на установление соответствия между обыкновенными, десятичными дробями и процентами «Распутай паутинку»; игра-тренажёр на отработку правил умножения и деления на единицу с нулями «Грибной марафон», включающая 128 упражнений; познавательная игра с этнографическим содержанием, в которой по полученному ответу ученик определяет страну проживания героев в национальных костюмах на карте мира, и многие другие.
Учебно-методическое пособие «Учимся, играя» издается более десяти лет. Настоящее 6‒е издание пособия содержит дидактические игры с интегрированным содержанием - биологическим, географическим, астрономическим, музыкальным, историческим. Например, для изучения геометрического материала с учетом идей интеграции предметного содержания математики и истории Древнего Мира и средних веков, разработана серия игр - математических лабиринтов «Три экспедиции в древность», включающая несколько десятков задач с историческим содержанием по реальным характеристикам чудес света. Например.
1. Периметр квадратного основания пирамиды Хеопса равен 1 км. Определите площадь, занимаемую пирамидой (в квадратных километрах).
2. Входной проём в пирамиду Хеопса имеет прямоугольную форму, площадью 1,2376 кв.м и шириной 1,04 м. Найдите высоту проёма и выясните, сможет ли пройти через проём человек среднего роста, не пригибаясь?
3. Прямоугольная бойница в башне Великой Китайской стены имеет высоту 30 см, а ширину 23 см. Можно ли бойницу полностью закрыть квадратной заслонкой площадью 729 кв. см? Какова площадь наименьшей квадратной заслонки, которой полностью можно закрыть бойницу?
В учебно-методическом пособии «Учимся, играя» удачно реализована пропедевтическая линия. Например, в познавательной игре «Ландшафтный дизайн» с биологическим содержанием используется 16 упражнений, позволяющих шестиклассникам усвоить кратные доли от длины окружности единичного радиуса. Это пропедевтика основных умений курса тригонометрии. Содержание игры «Точка отсчета» является пропедевтикой обучения методу координат, а именно оптимальному выбору системы координат.
Работа с пособием предполагает раскрашивание иллюстраций в дидактических целях, например, для проведения оперативной проверки правильности решения, для обучения компонентам метода математического моделирования.
Пособие содержит несколько приложений - разрезные карточки на плотном картоне: для нескольких версий игры «Математическое лото», нескольких версий игры «Математическое домино», для игры «Звездный лабиринт» с астрономическим содержанием. Полноцветная красочная обложка учебно-методического пособия содержит карту-схему игры «Путешествие в сказку» для использования в комплекте с фишками и игральной костью. Игра составлена по мотивам народных сказок и представляет путешествие из 15 пунктов по четырем царствам. Остановившись в конкретном пункте, ученик решает одну из 45 текстовых задач соответствующего сказочного сюжета. Например, остановившись в тридесятом царстве, ученик может решить следующую задачу. Пригласил царь на бал новых родственников своих трёх сыновей, да свою родню, общим числом 156 человек. Оказалось, что родственники боярской невестки составляют 18 3/4% от числа гостей, родни купеческой дочери в 4 1/3 раза больше, а родственников царской семьи - 108 человек. Сколько было на балу родственников Царевны Лягушки?
Приложением к учебно-методическому пособию «Учимся, играя» является методическое пособие для учителя с ответами, решениями и инструкциями по организации игр объемом 2,5 п.л.
Пособие имеет электронное приложение -диск с комплектом программ сопровождения, выполненных с помощью интерактивных ресурсов ПО ИД Smart Board, MS Power Point, MS Excel.
Учебно-методическое пособие «Учимся, играя» является уникальным учебным изданием, не имеющим аналогов в нашей стране, оно позволяет учителю без затрат времени, без использования дополнительных материалов и средств организовать дидактическую игру на уроке математики с помощью игрового поля, расположенного на страницах пособия.
Рецензентами учебно-методического пособия являются: кандидат педагогических наук, доцент П.С. Коркина, кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Коровина, кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Слинкина.
Объём пособия составляет 8 п.л. Учебно-методическое пособие внедрено в практику обучения учащихся сотен школ страны.
Работа представлена на Общероссийскую международную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 11‒13 мая 2010. Поступила в редакцию 16.08.2010.