В проблеме адаптации много нерешенных вопросов. Одни из них - соотношение адаптационных процессов при комплексном действии факторов, прогнозирование адаптационных процессов и управление ими. Кроме того, адаптационная стратегия всегда индивидуальна, что затрудняет процесс исследования (В.И. Медведев, 1998).
В экстремальных ситуациях у людей часто наблюдается гипермобилизация систем организма. Организм определяет оптимальные варианты регулирования гомеостаза и создает новую программу реагирования.
Поскольку экзаменационная сессия является сильнодействующим стрессовым фактором, она оказывает существенное влияние на функционирование различных систем организма, в том числе - на систему дыхания. Различия между людьми в ответе на экзаменационный стресс проявляются в неоднозначности физиологических реакций. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы, нарушение режима сна и отдыха, состояние повышенной тревожности, а также низкий уровень самооценки вызывает у студентов нарушения баланса их вегетативной системы.
Полученные сведения о реакции дыхательной системы на стрессовые воздействия позволяют расширить представления об адаптационных резервах организма студентов.
Исследования проводились в Сургутском государственном педагогическом институте в научноисследовательской лаборатории адаптационной физиологии в 2002-2003 году. Первое исследование проводилось в межсессионный период, а второе - во время сессии.
В исследовании приняли участие студенты факультета Физической культуры и спорта в возрасте 17-19 лет, здоровые на момент проведения эксперимента. Исследования проводились на спироанализаторе «ДИАМАНТ» с помощью методов спирографии, и анализа кривой «поток-объем».
Неоднозначность реакции на стрессовую ситуацию у юношей и девушек проявилось в изменчивости частоты дыхания (ЧД). Так, у девушек обнаружена тенденция к увеличению ЧД, что, вероятно связано с меньшими размерами ЖЕЛ и большей, по сравнению с юношами, эмоциональностью. У большинства юношей после экзамена ЧД уменьшалась. Значительный прирост этого показателя, вероятно, характерен для лиц с уменьшенной подвижностью диафрагмы. Стрессовая ситуация не оказывала влияния на изменчивость дыхательного объема, лишь у девушек отмечено незначительное увеличение этого показателя - от 0,37 до 0,42 л.
Таким образом, резких изменений в системе дыхания после экзаменационного стресса не произошло. Почти все показатели незначительно варьировали или остались на прежнем уровне. Вероятно, приспосабливаясь в процессе соревновательной деятельности к периодическим физическим и эмоциональным нагрузкам, спортсмены, используя ранее сформированные программы адаптации, относительно легко переносят стресс.