Большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов ингибиции панкреатической и гастродуоденальной секреции. Требуется мощное воздействие, позволяющее временно блокировать секреторную функцию поджелудочной железы. Наибольшие ожидания, по нашему мнению, среди современных средств, позволяющих решать подобные задачи, связаны с сандостатином, либо с физическим воздействием на поджелудочную железу (локальная гипотермия).
В клинике госпитальной хирургии СГМУ накоплен определенный опыт применения сандостатина и методики внутрисальниковой локальной гипотермии (ИГТ). В период с 1999 г по 2002 г. оперировано 87 пациента с тяжелыми формами панкреонекроза. Среди них 48 мужчин и 39 женщин. Возраст больных колебался от 26 до 77 лет.
Искусственная гипотермия - один из неспецифических методов торможения внутриорганной активации панкреатических энзимов, позволяющий уменьшить их патологическое влияние на организм больного и деструкцию поджелудочной железы. Снижение температуры в области ПЖ до 30 - 35,50С по данным литературы приостанавливает активацию панкреатических ферментов, уменьшает секрецию, понижает протоковую гипертензию. Одним из вариантов локальной гипотермии является внутрисальниковая ИГТ.
Мы проводим сеансовую гипотермию с помощью латексных баллонных зондов, устанавливаемых в сальниковую сумку, по 5 -6 часов 3 -4 раза в сутки. Для контроля степени охлаждения поджелудочной железы, нами был создан специальный прибор - цифровой индикатор температуры (ЦИТ-1) особенностью которого являются «микро» датчики, которые устанавливаются на поверхность железы интраоперационно, и за счет своего малого размера, позволяют фиксировать температуру ПЖ, практически исключив, погрешности измерения (за счет других органов).
В изучаемых группах изучались: уровень лейкоцитов в периферической крови, лейкоцитарный индекс интоксикации, среднемолекулярные пептиды (МСМ), показатели вязкости крови, гематокритное число, коагулограмма, КОС, электролитный состав, уровень глюкоземии, аутоиммунный статус.
При сравнительной оценке лабораторных показателей трех групп пациентов с точки зрения динамики раневого процесса наиболее информативными оказались: лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг и степень диастазурии, ЛИИ, МСМ, титр аутоантител к ПЖ и другим органам - мишеням. Уже на вторые - третьи сутки с момента начала лечения сандостатином или гипотермией отмечалось достоверное снижение диастазурии.. К третьим суткам в большинстве случаев показатель диастазурии принимал близкие к нормальным значения (8-16 Ед.), при этом в контрольной группе данный показатель оставался высоким до 6 - 7 суток. Последующие сутки послеоперационного периода уровень диастазурии не повышался выше нормальных показателей.
Сравнение уровня лейкоцитов в периферической крови в ближайшем послеоперационном периоде показало их большие значения и колебания в группе сопоставления. Если у пациентов, получавших сандостатин, либо ИГТ к 7 и 8 суткам (соответственно) этот показатель возвращался к норме, то в группе сопоставления он составил 12,4 ± 5,0 х 109/л. Маловероятно прямое влияние искусственной гипотермии и сандостатина на уровень лейкоцитов в крови. Нарастание лейкоцитоза к 7 - 10 суткам послеоперационного периода в группе сопоставления напрямую связано с большим количеством гнойных осложнений.
Отмечено значительное снижение показателя МСМ и уровня аутоантител к ПЖ уже к 3-4 суткам у пациентов получавших сеансы ИГТ, либо терапию сандостатином.
Выводы:
- Использование контролируемой локальной искусственной гипотермии является методом выбора при лечении пациентов с деструктивными формами панкреатита.
- Применение сандостатина в качестве базисной панкреатосупрессии, при условии раннего использования адекватных доз, позволяет эффективно купировать явления панкреатической токсемии, осуществлять профилактику прогрессирования панкреонекроза в период полиорганной недостаточности.