В данной работе рассматривается подход к организации системы поддержки принятия решений на основе базы знаний в составе информационной системы поддержки принятия решений (ИСППР). База знаний (БЗ) ИСППР объединяет две модели представления знаний: на основе правил и на основе прецедентов.
Предлагается подход к построению ИСППР на основе использования UML моделей для определения объектов и правил поведения системы в проблемных ситуациях. Для разработки базы знаний системы также используются диаграммы на языке UML. Для описания поведения системы строится диаграмма использования (Use Case Diagram) в нотации UML.
На основе данных диаграммы использования описываются основные объекты будущей ИСППР с учетом их взаимодействия. Таким образом, последовательность действий в разрабатываемой ИСППР следующая:
- Ввод данных в систему (осуществляется химиком-лаборантом).
- Сохранение данных в БД для последующего анализа и сбора статистики (химиком-лаборантом).
- Предварительный анализ данных (осуществляется разрабатываемой системой для химиковтехнологов).
- Активизация сигнала тревоги при возникновении проблемной ситуации (осуществляется разрабатываемой системой для диспетчера).
- Запрос к ИСППР о рекомендации решения (осуществляется диспетчером).
- Принятие решения на основе рекомендации ИСППР (осуществляется диспетчером).
- Сохранение прецедента принятия решения в ИСППР.
Алгоритм формирования правил принятия решений разрабатывается на основе диаграмм действий (Activity Diagram), прецеденты формируются на базе диаграммы классов (Class Diagram) UML модели.