В экономическом понимании управление рисками представляет собой экономические меры по предупреждению наступления неблагоприятных событий, влекущих за собой нанесение ущерба, выражающегося в недополучении прибыли или получении экономических убытков[11]. Неверная трактовка понятия управления риском сужает понимание сложности и неоднозначности природы риска не только многих руководителей предприятий, но также касается и части исследователей в данной области.
Процесс активного управления риском - предупреждение риска на этапе принятия решений, начинается с планирования деятельности, когда при проведении маркетинговых исследований учитывают возможность оказаться в убытках при падении спроса и изменении цен на продукты и ресурсы. В планировании и организации производственных процессов учитывают риск снижения рентабельности, задавая определенный уровень эффективности использования ресурсов и соответственно, уровня текущих затрат и прибыли. Факторы внешней среды также способствуют формированию различных видов риска. Принимая решения об инвестициях и финансировании, учитывают риск потери финансовой устойчивости и ликвидности. Минимизация перечисленных видов риска на предприятии составляет предмет леверидж (рычаг), т.е. процесс управления активами и пассивами для увеличения прибыли[11]. Для оптимизации результатов управления используют производственный и финансовый леверидж.
Сила воздействия производственного рычага рассчитывается по формуле[4]:
DOL = дEBIT / дQ, (1)
где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов
Q - объем производства.
DOL - сила воздействия производственного рычага
Сила воздействия финансового рычага рассчитывается по формуле[4]:
DFL = δE / EBIT, (2)
где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов
Е - чистая прибыль
DFL - сила воздействия финансового рычага.
Следовательно, сила воздействия производственно-финансового рычага рассчитывается по формуле[4]:
DCL = DOL*DFL, (3)
где DCL - уровень сопряженного риска
DOL - сила воздействия производственного рычага
DFL - сила воздействия финансового рычага.
П.Г. Грабовый и С.Н. Петрова в деятельности любой фирмы в условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска: безрисковая область, область минимального риска, область повышенного риска, область критического риска, область недопустимого риска[2]. Другие авторы выделяют три зоны риска относительно общих условий предприятия: минимальный риск, риск средней степени, максимально допустимый риск[8].
При управлении рисками в системе бизнеспланирования необходимо пользоваться следующими методами: диверсификация, уклонение от рисков, компенсация, локализация[2].
При управлении рисками, как правило, соблюдают следующие принципы: оперативности, объективности, комплексности, общей вовлеченности, ситуативности принятия решений[11].
Данная проблема рассматривается в трудах многих авторов. Ими предлагаются разные трактовки понятия "управления риском". Например, В.А. Чернов под термином "управление риском " понимает процесс, связанный с хозяйственной деятельностью, ориентированной на получение максимальной прибыли на основе удовлетворения потребностей и запросов покупателей в соответствии с требованиями рынка[17]. Как отмечает австрийский бизнесмен В.Хойер, управление рисками - это создание условий, необходимых для дальнейшего успешного функционирования предприятия[15].По свидетельствам А.Орлова, управление рисками - это непрерывность циклов обновления, самосовершенствования и стремления к более высокой ступени выживаемости и развития на основе выбора наиболее рационального образа действий в условиях неопределенности и риска[9]. И.М. Степнова дает следующее определение: управления рисками - это снижение получения отрицательного результата[12].
В системе бизнес-планирования к элементам раздела бизнес-плана «Оценка риска и страхования» И.М. Степнова включает: анализ рисков, планирование рисков, страхование рисков, хеджирование рисков, распределение рисков, резервирование, установление лимита на расходы[12]. Е.Н. Станиславчик виды и меры риска, анализ риска, способы финансирования риска, управление прибылью и минимизация риска[11]. П.Г. Грабовый, С.Н. Петрова определение степени риска, определение просчетов в области маркетинга, анализ риска, планирование риска, определение проблем в бизнесе[2]. В.М. Попов, С.И. Ляпунов страхование рисков, анализ рисков, распределение рисков, планирование рисков[10]. А. Чернов анализ рисков, влияние факторов рыночного равновесия на изменение рисков, планирование рисков, определение степени рисков[17]. Э.А.Уткин определение зоны риска, анализ риска, оценка риска, методы измерения риска[13].
Таким образом, наиболее характерными элементами макета данного раздела являются: анализ и планирование рисков, страхование (хеджирование) риска.
Обобщив вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод о том, что управление рисками - это снижение вероятности потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Список литературы
- Голубков Е.Г. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: «Экономика», 1993,-128 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С.Н. Риск в современном бизнесе - М.: «Аланс», 1994, -200с.
- Грачева М.В. Риск - анализ инвестиционного проекта - М.: «ЮНИТИ», 2001, 351с.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/ Пер. с англ. М. Кательниковой. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998, 198с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: «Прогресс», 1991, 733с.
- Любанова Т.П., Грамотенко Т.А. Бизнес-план- М.: «ЮНИТИ», 2000, 158с.
- Маниловский Р.Г., Юлкина Л.С., Ягодин Д.В. Бизнес-план: методический материал - М.: «Финансы и статистика», 1996,77с.
- Молочников Н.Р. Основы менеджмента. Глоссарий и практикум: Учебное пособие - М.:«МОДЭК», 2001, 96с.
- Орлова А. «Кухня» малого бизнеса - М.: «АНТАРЕКСВЕК ИНТЕРСТРАТЕГИЯ», 1998, 45с.
- Попов В.Н., Ляпунова С.И. Бизнеспланирование - М.: «ЮНИТИ», 2001, 163с.
- Станиславчик Е.Н. Бизнес-план - М.: «Ось89», 2001, -128с.
- Степнова И.М. Бизнес-план - М.: «Лаборатория Базовых Знаний», 2001, 240с.
- Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности - М.: «ЭКМОС», 1997, 96с.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение - М.: «Финансы и статистика», 1992, -27с.
- Хойер В.Как делать бизнес в Европе/ Пер. с англ.- М.: «Фонд за экономическую грамотность»,1991, 211с.
- Циферблатов Л. Ф. Бизнес-план: работа над ошибками - М.: «Финансы и статистика», 2000, 69с.
- Чернов В.А. Анализ коммерческого риска - М.: «Финансы и статистика», 1998, -128с.
- Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы - М.: «Наука», 1999, 156с.