Стратегическое управление в ОУ достаточно сложно и требует не меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление фирмой. Под контролем руководителя ОУ могут находиться средства, сопоставимые с активами крупных корпораций, которые предназначены для решения социальных и гуманитарных задач. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, очень ограничено в силу обстоятельств:
- более жесткой регламентации работы управленцев ОУ со стороны государства;
- значительно большая открытость ОУ для общественного и государственного контроля;
- большая зависимость от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.
В современных развитых обществах, так же как и в России, наблюдается устойчивый рост влияния ОУ на формирование общественного мнения и принятие важнейших государственных решений. Многократно возросли сложность и масштабы деятельности организаций образовательного сектора. Их деятельность все больше проникает в процессы управления всеми отраслями народного, хозяйства. Все более интенсивным становится обмен управленцами высшего звена, когда руководители вузов назначаются на ответственные государственные должности (экс-ректор РУДН Филиппов В.М. - министр образования), а должностные лица возглавляют известные образовательные организации (вице-премьер Шохин А.Н. - президент ВШЭ; член Совета директоров ЮКОС Невзлин Л.М. - ректор РГГУ). Отсюда следует возрастающий интерес исследователей к проблемам разработки стратегий развития ОУ.
Определенные трудности для непосредственного переноса методов стратегического планирования и управления, систем принятия решений и механизмов контроля, полученных на основании исследования корпораций, на ОУ можно преодолеть, рассмотрев различия между ними с точки зрения оценки эффективности.
Поскольку проблема оценки эффективности ОУ состоит в измерении объема предоставляемых услуг на выходе, что сделать численно очень сложно, внимание смещается к измерению и контролю издержек на входе.
П. Роби и К. Сейлз предложили список критериев, ориентируясь главным образом на коммерческие организации. Часть предложенных ими критериев вполне применима к оценке эффективности некоммерческих организаций:
- качество управления; способность к нововведениям; способность к привлечению, развитию
- высококачественных человеческих ресурсов;
- ответственность перед обществом и окружающей средой;
Однако для УЗ с учетом их специфики необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности. Основой для решения этой задачи может служить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессуального, ресурсного и подхода позиций групп поддержки.
Особого внимания заслуживает анализ эффективности стратегий многоуровневых образовательных комплексов. Образовательный комплекс, состоящий из интегрированных в его состав образовательных учреждений различного уровня, направленности и ведомственной принадлежности, способен реализовать многие возможности, недоступные другим образовательным структурам. В случае создания образовательных комплексов наблюдается так называемый синергический эффект, при котором слияние материальных, интеллектуальных и других ресурсов образовательных учреждений превышает результаты, получаемые организациями отдельно друг от друга.
К возможностям, вызывающим синергический эффект комплекса образовательных учреждений можно отнести:
- осуществление вертикальной интеграции профильных учебных заведений;
- облегчение горизонтального перемещения клиентов в многопрофильном образовательном комплексе;
- повышение рентабельности организации учебного процесса;
- концентрация интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава;
- более эффективное использование интегрированных материальных ресурсов;
- обретение большей устойчивости на конкурентном рынке образовательных услуг.
Синергический эффект образовательных комплексов выражается в том, что эффект комплексного применения интегрированных образовательных учреждений отличается от простого сложения эффектов стратегий каждого ОУ в отдельности:
Ек = Е1 + Е2 + Е3,
Ек - эффективность комплекса интегрированных образовательных учреждений; Е1 - эффективность ОУ 1; Е2 - эффективность ОУ 2; Е3 - эффективность ОУ 3;
Синергический эффект комплекса учебных заведений может быть как положительным (когда 2х2>4), так и отрицательным (при 2х2<4) в зависимости от эффективности взаимодействия составляющих комплекса учебных заведений, возможности предсказания и предотвращения отрицательных обратных связей, возмущающих процесс взаимодействия факторов.
Можно выделить три уровня проявления и усиления синергического эффекта комплекса учебных заведений. Синергический эффект возникает:
- на первом уровне при взаимодействии структурных элементов одного ОУ;
- на втором уровне от комплексного использования возможностей отдельных ОУ;
- на третьем уровне синергический эффект усиливается, когда в продвижении задействуются ресурсы всех учреждений образовательного комплекса.
На каждом из своих уровней максимально положительный синергизм образовательного комплекса зависит от того, насколько полно используется образовательным учреждением его потенциал. При этом актуальным становится вопрос оценки и прогнозирования этого эффекта.
Однако формализация синергического эффекта сопряжена с известными трудностями, касающимися его оценки в силу сложности оценки разнонаправленного действия факторов, определяющих величину и направление синергического эффекта образовательного комплекса учебных заведений.
Таким образом, определение эффективности современных образовательных учреждений возможно:
- перенося на ОУ часть приоритетов эффективной деятельности коммерческих фирм;
- с учетом специфики ОУ;
- прогнозируя синергический эффект интегрированных ОУ;
- разрабатывая собственный набор критериев эффективности конкретного ОУ.
Систематизация и классификация инструментов определения эффективности стратегии ОУ обозначает определенный срез методологии менеджмента, касающийся неразработанности и неформализуемости управления некоммерческими организациями. Дальнейшая разработка этих инструментов является одной из задач современной методологии менеджмента в сфере образования.