Анализ состояния здоровья школьников г. Белгорода за период с 1995 по 2003 г. показал, что патология сердечно-сосудистой системы увеличилась с 2 до 5%, заболевания нервной системы - с 2,1 до 6,4%, желудочно-кишечного тракта - с 4,1 до 8%. Отмечается также снижение зрения с 6,9 % почти до 15%, которое может усилиться с внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс. Нарушения опорно-двигательного аппарата выросли до 18%, что связано с недостаточным вниманием к физической культуре и гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьной мебели. На 23% увеличилось число детей, инфицированных туберкулезной палочкой. Ухудшения в состоянии здоровья отмечаются даже у первоклассников.
Создавшееся положение связано, вероятно, с социально-экономическими, бытовыми, семейными и экологическими факторами. Заметно ухудшились параметры питания, как качественные, так и количественные. Пищевой рацион детей не сбалансирован по компонентам, преобладает углеводная пища, отмечается значительная нехватка белков и витаминов. В ряде случаев пищевой рацион составляет только половину энергетической нормы. Значительное влияние на состояние здоровья оказывают также искусственные пищевые ароматизаторы, красители, усилители вкуса, стабилизаторы, консерванты, которые не прошли медицинскую и экологическую экспертизу. Очень популярными у детей остаются чипсы, жевательные резинки, газированные воды, содержащие эти компоненты. Социально-экологический опрос показывает, что у большинства семей (76%) нет возможности, а порой и желания отдавать предпочтение только экологически чистым продуктам. В связи с этим наблюдаются замедление темпов физического и психического развития подрастающего поколения, повышение частоты мутаций, а также заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В будущем ожидается значительные отклонения в здоровье молодежи и населения в целом в связи с появлением на рынке новых форм пищи и трансгенных продуктов, развитием экологического кризиса.
Перспективы ухудшения состояния здоровья учащихся делают особенно актуальным применение новых образовательных технологий, нацеленных на развитие личности ребенка и сохранение его психического здоровья. Главные аспекты современной технологии - диагностика уровня развития, индивидуально ориентированное обучение, активные методы обучения, разнообразие методических приемов и т.д.
Особое внимание в воспитательнообразовательном процессе следует уделять вопросам экологии и валеологии, знание закономерностей которых позволят человеку предвидеть подстерегающие его опасности, правильно оценивать ситуацию, выбирать экологически чистые продукты и вести здоровый образ жизни