Данная монография перекликается с новыми тенденциями в современном образовании, с внедрением компетентностного подхода. В монографии раскрыты теоретические основы, источники и пути реализации компетентностного подхода в образовании на примере обучения предметам естественнонаучного цикла.
В монографии на основе анализа философских, педагогических и методических концепций, теоретического осмысления и обобщения педагогического опыта исследован вопрос об оптимальном формировании основных естественнонаучных компетенций (ОЕК) студентов. Для этой цели автор предлагает использовать апробированную на практике систему по формированию у обучаемых самообразовательных умений и навыков для формирования ОЕК у студентов (гуманитариев особенно) и убедительно доказывает, что это является необходимым дидактическим условием для этого.
Как акцентировано в монографии, в современном естественнонаучном образовании наметились противоречия: между необходимостью редукционного подхода в процессе обучения естествознанию в условиях системности образования и невозможностью ослабления научности и политехнизма полученных в процессе изучения естествознания обучающихся знаний; между максимальной полнотой знаний и необходимостью упрощения в познании; между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Соответственно, первая глава «Психолого-дидактические условия формирования умений и навыков обучаемых» содержит материал об формирования, переносе и интерференции умений и навыков, особое внимание уделяется формированию обобщенных (общеучебных) умений и навыков для успешного формирования самообразовательных умений и навыков обучаемых. Во второй главе своей монографии «Компетентность как результат образовательного процесса» определены суть, особенности и механизм формирования ОЕК студентов, обоснованно доказать эффективность применения на практике дидактической цепочки: Учебные умения (УУ) → Обобщенные умения (ОУ) → Самообразовательные умения и навыки (СУН) → Основные естественнонаучные компетенции (ОЕК) → Способности и умения организовывать, планировать, контролировать ЕНО в течение всей жизни.
В данной работе представлена разработанная и экспериментально подтвержденная автором (п. 2.5.) организация деятельности студентов на втором этапе внедрения БРС, включающая в себя деятельность, как на аудиторных занятиях, так и деятельность во внеаудиторное время. Ценно то, что эта организация деятельности и обучающихся и обучаемых, включает в себя необходимые компоненты для успешной реализации поставленной задачи формирования основных естественнонаучных компетенций (ОЕК) студентов. Все три этапа формирования основных естественнонаучных компетенций студентов, описанные в п. 2.5., являются ценными рекомендациями, а возможно и руководством к действию, для успешной учебной деятельности современного преподавателя-естественника в условиях создания единого Европейского пространства высшего образования.
Язык монографии отличается терминологической грамотностью, логичностью и доказательностью выдвигаемых суждений. Работа заслуживает положительной оценки, она вносит определенный вклад, как в теоретическую, так и в практическую реализацию концепции воспитания развитой личности.