В процессе исследования нами выявлено не только наличие самих эколого-культурных моделей Северного Кавказа, но и исследован процесс их создания, чтобы раскрыть умонастроенность человека, основного субъекта этих культур. Интерпретация составляющих локальных эколого-культурных систем и определение места человека в нем позволило показать, что именно его этические измерения являются одним из фундаментальных основ его экзистенции. Чувственное восприятие окружающей природы, ее составляющих систем формировало не только экологическое сознание народов, но и помогало в решении важных жизненных проблем. «Мне чудилось, что мне помогали, подсказывали и утреннее щебетание ласточки, и вечерний шум старого дуба у порога моей уны(хижины), и ночное фырканье коня, увозившего всадника в набег» рассказывал шапсуг Нотаук, когда впервые им была сделана попытка создать черкесский алфавит.(Хашхожева Р.Х., 1991г)
В традициях народов Северного Кавказа можно встретить типологические сюжеты, содержащие вопросы бережного природопользования и охраны растительности. Примером может служить обычай сажать дерево при появлении ребенка в семье. Оно олицетворяет бессмертие, вечное развитие жизни. Строго запрещалось рубить молодые деревья во время сильных холодов, в период цветения, считалось, что это все равно, что убить беременную женщину.
XX век - век индустриальной цивилизации, где феномен человека оказался на втором месте, а развитие новых информационных технологий дало сильный отпечаток на поведение человека, что в свою очередь вызвало социокультурные последствия и кризис современной цивилизации, который состоит в разрушении мира ценностей ушедших поколений. Последствием кризиса является то, что нынешнее поколение не воспринимает национальную культуру на должном уровне, теряет ориентацию в жизни.
«Там, где нет норм, там нет культуры - нет культуры там, где в решении споров игнорируются основные принципы разума» (Ортега и Гассет Х., 1991).
Исторические исследования убеждают, что в современном индустриальном обществе понимание природы человека как основного субъекта экологической культуры невозможно без всестороннего его изучения, с использованием, как традиционных подходов, так и с учетом генной инженерии, экологических проблем, которые напрямую затрагивают основы самого его существования на Земле.
Северный Кавказ - уникальная часть Российского государства, населенная многими народами, говорящими на разных языках, с различным вероисповеданием и бытом, духовным наследием культур, которые содержат особое мировоззрение и миропонимание, опыт высоких сознаний, направленный на охрану окружающей среды, как необходимого условия выживания человека.
В связи с этим, возрождение и развитие многообразных эколого-культурных моделей, в которых человек является основным системообразующим субъектом, сыграет важную роль в сохранении генофонда нашей планеты.