В социально-психологической деятельности присутствуют те направления, которые рассматриваются в курсах социальная педагогика, проявлены в стандартах специалиста по социальной педагогике и психологии. Освоение специалистами социально-психологической деятельностью позволяет соединить в единый комплекс управленческие, педагогические, психологические знания в сфере общеобразовательного учреждения и дополнительного образования. Основой социально-психологической деятельности как интегративного научного направления может стать поведенческий подход, который базируется на моделировании служебной деятельности специалиста с учетом личностных проявлений, как в малой, так и в большой группе.
Задача данного учебного пособия, популяризация игровых технологий, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами в области социально-психологической практики.
Практическая деятельность социального педагога и педагога-психолога в современных образовательных учреждениях направлена на выявление причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков. Доказано, что первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Выявить причины девиантности с дальнейшей коррекцией поведения, является основной задачей как социального педагога так и педагога-психолога. Реальную помощь в выявлении причин появления отклоняющегося поведения у детей и подростков может оказать данное учебное пособие, с помощью которого специалисты уже на ранней стадии определят индивидуальные психологические особенности подростка, его взаимоотношения в группе и влияние группы на его поведение.
Наряду, с предлагаемыми тестами, упражнениями и разнообразными методиками психодиагностирования, в учебно-методическом пособии представлен обширный теоретический материал, сопровождающий все практические занятия.
Логичность и последовательность представленного материала позволяет детально выявлять различные состояния личности, уровень мотивации, а также межличностные состояния в малой группе и больших коллективах.
Критерий отбора практических занятий и упражнений для учебно-методического пособия, соответствовал, прежде всего, следующим требованиям: оригинальность, практическая ценность и возможность их проведения без особых материальных затрат.
Предлагаемое вашему вниманию учебно-методическое пособие раскрывает основные понятия предмета и методов, необходимых для выявления содержания социально-психологического практикума.
Общение, являясь способом взаимных отношений, с помощью предлагаемых методик не сводится только к обмену информацией и отработке навыков социально-психологических контактов, но включает цели, содержание и средства общения.
Набор описанных в учебно-методическом пособии упражнений и техник чрезвычайно разнообразен, они содержат в себе разнообразные формы и виды социально-психологического практикума, что в свою очередь даёт возможность использования их в повседневной практике социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.
Особую озабоченность в социально-психологической практике вызывает практика планирования и построения общения. С помощью отдельных техник и упражнений, предлагаемых в учебном пособии этот навык становится доступным для детей и подростков. Однако в общении бывают препятствия, вызванные различными психологическими расстройствами или педагогическими просчётами воспитателей, педагогов и родителей. Упражнения, представленные в пособии, позволяют снизить степень основных препятствий, возникающих при общении, дают возможность познакомиться с формами и методами преодоления таких препятствий.
Связь большинства упражнений с социально-психологической теорией и практикой позволяет познакомиться с механизмами группового общения, сплочённости, совместимости, групповыми решениями, эффективностью групповой деятельности.
Несмотря на простоту отдельных упражнений, следует признать глубину их проникновения в мыслительную деятельность субъектов, способствующих сохранению пололичностной идентификации в общении: социализации и адаптации в социуме. С помощью упражнений, направленных на сохранение пололичностной идентификации отрабатываются социально-психологические установки личности.
Влияние внешней среды на внутреннее содержание индивида не может не влиять на разработку личностного плана действий. С помощью, предлагаемых в пособии упражнений дети и подростки моделируют варианты личностных планов, приобретают необходимые навыки личностного планирования с опорой на внешнюю среду. Немаловажным фактором при разработке личностных планов имеет расчёт времени с дальнейшим использованием его в своих интересах этот опыт представлен в некоторых техниках специально подобранных для отработки такого навыка.
Параллельно с использованием разнообразных техник, методик и упражнений в учебно-методическом пособии представлен довольно большой ассортимент диагностик и прогнозирования социально-психологических аспектов общения, что также немаловажно для организации эффективного общения.
Таким образом, предлагаемое учебно-методическое пособие может представлять большой практический интерес как для молодых, только начинающих свою практическую деятельность социальных педагогов и педагогов-психологов, так и для уже состоявшихся профессионалов. Надеемся, что данное пособие станет стимулом дальнейшего развития социально-психологической практики и обмена опытом между представителями различных областей практической работы с детьми и подростками.