Одной из актуальных задач современных инженерно-технических вузов является подготовка конкурентоспособных инженеров различных уровней и направлений. Современные транспортные предприятия нуждаются в компетентных специалистах с высшим образованием. Однако, в системе образования, а также на самих предприятиях нередко происходит подмена понятия компетентность понятием квалификация.
До настоящего времени компетентность инженерных работников в целостном ее понятии не рассматривалась, потому что, как правило, ее представляют как набор компетенций профессионально-квалификационного характера, к которым относят знания, умения и навыки по различным профессиональным дисциплинам. Однако следует помнить, что все инженерное искусство, включая механизацию, автоматизацию, создание новых, а также модернизацию существующих технологий и другие виды деятельности, основанные на фундаментальных знаниях, должно быть, в первую очередь, направлено на благо социального общества и каждого представителя этого общества в отдельности.
Существующая социальная и техническая реальность требует сегодня специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность и знающего сферу, которая, на первый взгляд, не связана с его профессиональным бытием, но необходима для более глубокого познания своей профессии. Сегодня любое инженерно-техническое решение вторгается в социальное бытие человеческого общества, трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, создает новые стандарты качества жизни и окружающей реальности.
Следовательно, компетентность инженера должна складываться из двух основных составляющих ее характера: профессионально-квалификационного и профессионально-личностного, которые должны способствовать гармоничному развитию личности профессионала. Именно такое развитие позволяет создать не просто «человека - машину», а личность - человека, который, создавая или совершенствуя технику и технологии, должен осознавать ответственность за свои действия, думать о возможных положительных и отрицательных эффектах своей деятельности в физическом, материальном и психологическом аспектах.
Для того чтобы развивать и совершенствовать, а в некоторых случаях формировать компетентность у нынешних инженерных кадров необходимо ответить на вопрос: «Что является основой для такого развития и совершенства?»
Для того чтобы получить полноценного инженера необходимо оценить уровень его первоначальной компетентности, определить, чего не хватает человеку для комфортного профессионального развития. С этой целью авторами создана система оценки компетентности инженерных кадров, которая позволяет оценить профессионально-личностные и профессионально-квалификационные характеристики испытуемых и сделать комплексное заключение об уровне их компетентности. Отличие данной системы диагностики от существующих состоит в том, что профессионально-квалификационные качества разделены на общепрофессиональные и специальные. Она может использоваться на начальных и заключительных этапах подготовки как молодых, так и опытных специалистов.