Введение в менеджмент в физической культуре и спорте. Спортивный менеджмент и факторы рыночной экономики. Понятие менеджер, спортивный менеджер. Требования, предъявляемые к менеджеру. Понятие физкультурно-спортивная услуга. Виды и содержание физкультурно-спортивных услуг. Менеджмент в деятельности тренера и педагога физической культуры и спорта. Принципы менеджмента. Принципы государственной политики России в области физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная организация. Организация - ключевое понятие спортивного менеджмента. Функции организации (общие и специфические). Классификация физкультурно-спортивных организаций (по форме собственности, по организационно-правовой форме, по целевому назначению, по уровню иерархии, по взаимодействию подразделений). Цель и задачи физкультурно-спортивной организации. Требования к формулировке целей.
Современная система органов управления физической культурой и спортом в России. Государственные органы управления ФиС общей и специальной компетенции. Общественные органы управления физической культурой и спортом в России. Порядок создания общественных физкультурно-спортивных объединений. Учредители, члены и участники. Внутриклубный менеджмент в СК в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) - порядок создания, органы управления. Менеджмент в спортивной школе. Создание спортивной школы, организация учебно-тренировочного процесса, самоуправление.
Управленческое решение в деятельности менеджера. Понятие, виды, структура, требования к решениям. Функция «Делегирование» в сфере менеджмента. Виды деятельности, подлежащие делегированию. Принятие решений (принципы принятия решений).
Планирование и прогнозирование в деятельности менеджера. Прогнозирование-условие целенаправленной работы менеджера. Определение, сценарий прогноза, факторы, влияющие на прогноз. Типы прогнозов. Классы прогнозов. Стадии прогнозирования. Методы прогнозирования. Комплексная целевая программа (КПЦ) развития физической культуры и спорта. Определение, содержание, структура, общие правила составления. Виды КЦП. Бизнес-план. Определение. Основные блоки. Собственно бизнес-план, маркетинговый план, финансовый план. Схема бизнес-плана. Факторы, учитываемые при составлении бизнес-плана.
Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Правовое регулирование, основы законодательства в сфере ФиС.
Финансовый менеджмент. Секторы экономики и физическая культура. Особенности финансирования в отрасли ФиС в современных условиях. Материально-техническая база ФиС. Потребность в физкультурных работниках: общая и дополнительная. Профессия, специальность, квалификация. Нормирование труда. Заработная плата. Тарифная система оплаты труда в бюджетных организациях отрасли ФиС. Экономика профессионального спорта. Модели профессионального спорта. Экономические методы управления в сфере физической культуры и спорта. Материальное обеспечение спортивных мероприятий. Смета - официальный планово-финансовый документ. Статьи приходно-расчетной сметы. Методы экономического анализа в сфере физической культуры и спорта. Организационные формы управления профессиональным спортом в России. Законодательная база профессионального спорта в РФ.
Менеджмент спортивного соревнования. Понятие «спортивное соревнование». Его элементы (4 группы). Классификация спортивных соревнований (виды и признаки). Функции спортивного соревнования: социальная, спортивно-зрелищная, нравственно-регулятивная, гедонистическая, рекреативная. Системы проведения спортивных соревнований (круговая, с выбыванием, смешанная, в форме блицтурнира). Принципы проведения спортивных соревнований. Документы, регламентирующие проведение спортивных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий. Календарный план соревнований, его разделы, методика составления. «Положение» о соревновании. Содержание «типовой» модели положения. Судейская коллегия соревнований, состав и функции. Медицинское обеспечение и техника безопасности на соревнованиях. Понятие «физкультурно-спортивное мероприятие» (ФСМ). Виды ФСМ. Классификация массовых ФСМ в зависимости от направленности.
Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. Общая характеристика маркетинга в сфере физической культуры и спорта. Понятия «маркетинг» и «спортивный маркетинг». Виды спортивного маркетинга. Спонсорство как элемент маркетинга спортивного соревнования. Основные черты спонсорства. Категории спонсорства. Виды спонсорских услуг. Спонсорский договор. Субъекты спортивного спонсорства. Реклама как элемент маркетинга спортивного соревнования, ее виды и функции (товарная и престижная, воспитательная, экспрессивная, информационная, коммуникативная). Рынок рекламы и его инфраструктура. Основные носители рекламы. Показатели эффективности рекламы. Психологические механизмы воздействия рекламы на потребителя. Создание бренда. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг (ФОУ). Основные виды ФОУ. Отличия маркетинга услуг от маркетинга товаров. Цены на физкультурно-оздоровительные услуги и политика ценообразования. Пассивная маркетинговая деятельность. Наступательная маркетинговая стратегия. Фитнес-клуб, его виды, основные этапы создания. Маркетинг в зарубежных физкультурно-оздоровительных клубах. Маркетинговые программы зарубежных клубов. Основные источники доходов фитнес - центров США. Система маркетинговых исследований. Концепция системы маркетинговой информации. Внешняя текущая маркетинговая информация. Система внутренней отчетности. Схема маркетингового исследования. Формулирование целей исследования. Отбор источников информации. Сбор информации. Предоставление полученной информации.
Квалификационные и функциональные требования к менеджеру. Профессионально-важные качества (ПВК) менеджера, требования, предъявляемые к ПВК. Квалификационные требования к профессионально-важным качествам менеджера. Требования к стартовому уровню квалификации менеджера и его изменению. Функциональные требования к спортивному менеджеру. Должностные позиции, их уровни. Роли менеджера (управление организацией или подразделением, специалиста, руководство людьми). Интеллектуальные, мотивационно-волевые, коммуникативные качества менеджера. Стиль руководства его взаимосвязь с характерологическими особенностями менеджера. Общие коммуникативные качества, стили коммуникаций.
Персонал-менеджмент. Управление персоналом физкультурно-спортивных организаций. Стратегия отбора персонала. Собеседование, тестирование в процессе отбора. Аттестация персонала. Обучение персонала. Управление производительностью труда в физкультурно-спортивной организации. Формы стимулирования труда. Управление персоналом физкультурно-спортивной организации. Принципы управления персоналом. Особенности управления в рыночных условиях. Методы управления персоналом физкультурно-спортивной организации. Стили руководства. Условия формирования оргструктуры управления.
Самоменеджмент руководителя. Научная организация труда - система регулирования психофизического состояния менеджера, формы, содержание, методика. Профессиональное здоровье менеджера. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера. Работоспособность и физическое состояние. Психофизическая саморегуляция в жизнедеятельности менеджера. Основные средства самосовершенствования, самовнушения и внушения в самоменеджменте руководителя. Личная подготовка менеджера. Планирование личной работы (распоряжение временем, постановка цели, составление дневного плана). Организация личного труда менеджера (организация рабочего места, борьба со стрессами, профилактика утомления, согласование суточных ритмов, восстановление работоспособности). Речь руководителя - как форма делового общения.
Виды, требования к речи, ее структура. Основы проведения совещания (подготовка и проведение совещания, анализ и контроль результатов). Деловое общение (средства общения: вербальные и невербальные, задачи делового общения, зональное пространство общения). Телефонный разговор как форма делового общения. Собеседование с посетителями как форма делового общения. Стратегия «посетительского менеджмента». Структура собеседования. Деловая информация в деятельности менеджера (работа с информацией, ведение корреспонденции).