Издание посвящено исследованию современных тенденций развития системы образования в России. Рассматриваются теоретические, методические и прикладные аспекты подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов экономического профиля. В работе представлена динамика финансирования образования, приведены виды образовательных учреждений РФ, показаны особенности их финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание уделено вопросам внедрения в учебный процесс инновационных форм обучения, а также управления данными изменениями. Проведен анализ практического опыта подготовки специалистов экономического профиля, обозначены проблемы и перспективы.
В современных условиях хозяйствования динамичность развития внутрифирменных связей и растущая сложность внешних отношений во многом предопределяют эффективность функционирования организаций в различных сферах деятельности. В связи с этим усложняется процесс поиска и принятия грамотных управленческих решений, что требует комплексного подхода к учету влияния различных факторов среды и высокого уровня профессионализма специалистов экономического профиля.
Данное издание представляет собой исследование, посвященное проблемам и перспективам развития экономического образования в России. Актуальность содержания обусловлена процессами реформирования системы образования РФ в контексте повышения качества образовательных услуг. Основной задачей монографии является ознакомление широкого круга заинтересованных лиц с основами финансово-хозяйственной деятельности учреждений сферы образования, спецификой и объемами финансирования, основными экономическими показателями деятельности, а также с мировыми и отечественными тенденциями развития данной сферы.
Книга отличается рядом преимуществ перед аналогами и поэтому заслуживает особого внимания. Во-первых, логически построенное системное изложение материала в контексте развития системы образования РФ. Во-вторых, предлагаемое издание содержит разделы, раскрывающие специфику функционирования, финансирования и состав основных экономических показателей учреждений образования и науки. В-третьих, настоящее издание снабжено анализом и обобщением отечественного опыта подготовки специалистов экономического профиля.
Структура и содержание отличаются последовательным изложением материала, логикой изложения, большим объемом эмпирических данных. Изучение материалов, изложенных в данной монографии, призвано способствовать поиску путей повышения эффективности подготовки специалистов экономического профиля, а также получить представление о перспективах развития российской модели образования. Ряд материалов, изложенных в работе, прошел апробацию на международных научно-практических конференциях, отдельные результаты внедрены в учебный процесс, что подчеркивает не только научно-исследовательский, но и прикладной характер данной работы.
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от многих факторов, в числе которых состояние национальной системы образования занимает первостепенное место. Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В настоящее время наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе. Главными тенденциями современного образования в настоящее время являются два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования.
Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.
Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы.
Современная система высшего профессионального образования предъявляет возросшие требования к социокультурному, интеллектуальному, нравственному развитию будущего специалиста экономического профиля, его общей и профессиональной культуре. В этих условиях актуальной становится необходимость насыщения рынка труда такими специалистами, которые обладают теоретическими знаниями и способностями к быстрой адаптации к условиям реального производства. Высшее профессиональное образование (ВПО) должно способствовать реализации потенциала обучаемого и в узкопрофессиональном, и в более широком профессиональном контексте, предоставляя специалисту возможность раскрыть свою творческую индивидуальность.
В то же время формирование профессиональной готовности будущих специалистов экономического профиля связано с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий, а именно:
- между возросшими требованиями, предъявляемыми к абитуриентам учреждений ВПО, и недостаточным уровнем подготовленности выпускников средних общеобразовательных школ к дальнейшему обучению;
- между традиционными методами и формами организации учебного процесса в общеобразовательной школе и необходимостью использования современных эффективных средств педагогической коммуникации в целях повышения профессиональной готовности выпускников высших профессиональных учреждений;
- между недостаточной профессиональной готовностью экономических кадров среднего звена и требованиями социума и работодателя к ним в современных условиях быстро изменяющейся рыночной ситуации;
- между гуманистически ориентированным образованием и принятием идей гуманизации образования обучающимися, а также готовностью педагогических кадров реализовать ее в профессиональной деятельности;
- между необходимостью модернизации ВПО и готовностью педагогических кадров к этому процессу в современных социально-экономических условиях;
- между необходимостью организации самообразования и самостоятельной работы студентов в соответствии с современными достижениями профессиональной педагогики и готовностью педагогических коллективов учреждений ВПО к ее реализации.
В этих условиях особую актуальность приобретает исследование теоретических, методологических и методико-прикладных аспектов подготовки специалистов экономического профиля в рамках высшего профессионального образования.