Методическое пособие:
- разработано в соответствии с инновационными образовательными технологиями по проведению междисциплинарных занятий в области проектирования разработки нефтяного месторождения Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина,
- отвечает требованиям плана использования АРМ (автоматизированного рабочего места) специалиста по производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности,
- предназначено для теоретического и практического изучения вопросов, контроля усвоения знаний и выполнения самостоятельной работы студентами.
На основании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) методическое пособие может быть полезно студентам высших учебных заведений экономических специальностей и направлений «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» и «Менеджмент организации», студентам факультета магистерской подготовки, обучающимся по магистерской программе «Управление проектами», а также преподавателям и работникам нефтяных компаний и проектных организаций.
Целью создания данного методического пособия является оказание содействия в повышении качества профессионального образования за счет совершенствования образовательных программ, применения инновационных образовательных технологий, принятия современных решений для управления виртуальным месторождением, а также обучение студентов ориентированию в интеграции образования, науки и бизнеса.
Внедрение инновационных образовательных технологий, прогрессивных систем управления, современных технологических решений предполагает использование мультимедийных аудиторий, электронных библиотек, технологий дистанционного обучения или другими словами, автоматизированных рабочих мест (АРМ).
В комплексной системе корпоративного управления различные АРМы выполняют различные функции, которые взаимодействуют друг с другом.
Согласно методическому пособию АРМ специалиста по коммерческой и финансово-экономической деятельности виртуального нефтегазодобывающего предприятия под руководством преподавателя студент на основании данных, полученных с других АРМов, занимающихся разработкой, добычей, бурением и эксплуатацией виртуального месторождения, проектирует, планирует и проводит анализ показателей эффективности разработки нефтяного месторождения.
В рамках выполнения научно-методических задач междисциплинарных занятий в области проектирования разработки нефтяного месторождения на базе АРМ специалиста по производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности студентами факультета экономики и управления РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина могут быть получены следующие компетенции:
а) проектная деятельность - экономическая оценка вариантов разработки (доразработки) нефтяного месторождения; экономическая оценка инновационных технико-технологических решений в области повышения нефтегазоизвлечения и улучшения использования фонда скважин;
б) аналитическая деятельность - анализ проектных и фактических показателей процесса разработки объектов; анализ выполнения корпоративных планов по добыче нефти и газа, и т.д.
Согласно методическому пособию студенты АРМ специалиста по производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности на основании создания трехмерной гидродинамической модели нефтяного месторождения проводят расчет экономических показателей по вариантам, оформляют результаты в виде расчетных таблиц и отчета.
Результатами выполнения работ согласно методическому пособию являются:
- модель денежного потока проекта;
- таблица показателей экономической эффективности;
- таблица критических значений варьируемых параметров;
- диаграмма чувствительности;
- таблица результатов расчетов по методу статистических испытаний;
- план реализации выбранного варианта проекта по направлениям.
На основании порядка, указанного в представляемом методическом пособии и в результате работы на виртуальном месторождении студенты приобретают навыки совместной работы и знания о работе в компании нефтяной и газовой сферы, которые крайне актуальны для их будущей деятельности, как в государственном секторе, так и в бизнесе, а также повышают свой уровень образования.
- раскрытие теоретических основ исследования, то есть концепции и теории, описывающие существующий понятийный аппарат в области управления ликвидностью коммерческого банка, причины, источники и факторы изменения ликвидности коммерческого банка;
- выявление основных проблем по управлению ликвидностью банка;
- разработка для банка, на основе проведенного исследования и выявленных проблем методического обеспечения по оптимизации управления ликвидностью и обосновать мероприятия по улучшению процесса управления ликвидностью филиала банка с использованием экономической оценки предложенных мероприятий.
Информационной базой исследования явились статистические данные, опубликованные в монографиях и периодической печати, открытая отчетность ОАО «Уралсиб». В ходе работы использовались также инструктивные и методические материалы Банка России.
Результатом проведенного исследования стало:
- уточнение содержания понятий «ликвидность» и «платежеспособность» путем их смыслового разграничения;
- рассмотрение международного подхода к оценке банковской ликвидности, разработанного Базельским комитетом по банковскому надзору;
- раскрытие, на основе теоретического осмысления соглашения Базель II в части расчёта риска ликвидности, направлений его поэтапного внедрения в российскую банковскую практику.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические и методические положения, выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления ликвидностью могут быть использованы другими коммерческими банками в своей деятельности, а также использованы в преподавании учебных курсов в высших учебных заведениях по дисциплинам «Банковский менеджмент», «Анализ деятельности банков», «Банковские риски», «Деньги, кредит, банки».