Сероводородсодержащий газ (СВСГ) Астраханского газоконденсатного месторождения (АГКМ) относится к группе экзогенных химических патогенных факторов. Астраханский природный газ чрезвычайно богат таким компонентом, как сероводород Н2S. В Астраханском природном газе содержание Н2S колеблется от 22,9 до 25,9 об.%, в растворенном состоянии в газоконденсате его около 34,1 об.%. Высокая токсичность сероводорода делает Астраханский природный газ чрезвычайно агрессивным агентом, вызывающим развитие окислительного стресса. Последнее обстоятельство является причиной возникновения функциональных нарушений многих систем организма. В последнее время все больше внимания уделяется исследованию влияния сероводородсодержащего газа Астраханского газоконденсатного месторождения на репродуктивную систему мужчин, поскольку большая часть рабочего контингента на Астраханском газоконденсатном комплексе - мужчины, что определяет значимость исследований именно мужской репродуктивной системы.
В качестве объекта исследования мужской репродуктивной системы нами выбраны самцы белых крыс (30 шт.) массой 200±10 г. Цель настоящей работы - изучить эффекты воздействия разных доз Астраханского природного газа на состояние репродуктивной системы самцов белых крыс. Нами были сформированы две опытные группы животных: О-1 и О-2. Первая опытная группа животных О-1 (10 шт.) была подвергнута однократному воздействию газом с концентрацией 200 мг/м3 в течение 4 часов. Вторая группа О-2 (10 шт.) подвергалась многократному воздействию газом (30 дней) с концентрацией 10 мг/м3 в течение 4 часов ежедневно. Кроме того, сравнение проводилось с контрольной группой (К) (10 шт.). По окончании опытов исследовались биохимические и морфофункциональные показатели семенников животных.
В группе животных О-1 зафиксировано падение уровня тестостерона в плазме крови на 85%, в сравнении с контролем (Р<0,001). Вместе с тем, было зафиксировано резкое падение (в 6 раз) уровня лютеинизирующего гормона (ЛГ) в сравнении с контролем (Р<0,001), что положительно и достоверно коррелировало с падением секреции тестостерона с коэффициентом положительной корреляции r = +0,842 (Р<0,01). В группе О-2 тестостеронпродуцирующую активность определяли путём измерения активности Δ5-3β-гидроксистероиддегидрогеназы (ГСД) спектрофотометрическим методом Рубина в модификации Голдмана (Резніков О.Г. и др., 1976). Было выявлено падение общей активности фермента более чем в 2 раза в сравнении с контролем (102,0±22,5 у.е. и 236,2±29,3 у.е. соответственно).
В группе О-1 зафиксированы выраженные морфофункциональные нарушения ткани семенников белых крыс. Отмечался пикноз ядер клеток Лейдига и признаки некроза сперматогенного эпителия. В группе О-2 отмечалось слущивание половых клеток в просвет канальцев и нарушение целостности гематотестикулярного барьера. Наблюдалось заметное уменьшение диаметров семенных канальцев на фоне резкого увеличения интерстициальной ткани за счёт главным образом прироста малых инволюционирующих функционально малоактивных клеток Лейдига отросчатой формы, что можно рассматривать как компенсаторную реакцию эндокриноцитов на фоне деструктивных изменений сперматогенного эпителия. При анализе сперматогенеза у крыс опытной группы О-2 на 7-й день после прекращения воздействия природным газом отмечено резкое уменьшение общего количества сперматогенных клеток в семеннике более чем в 7 раз по сравнению с группой К. Наблюдалось выраженное нарушение соотношения между сперматогенными клетками (сперматогонии, сперматоциты, сперматиды, сперматозоиды). Содержание сперматогоний и сперматозоидов было сниженным, преобладали сперматоциты и сперматиды. В популяции сперматозоидов отмечено увеличение процентного содержания дефективных форм (44,4%), подвижные сперматозоиды почти отсутствовали (0,4%). Также почти в 11,5 раз увеличилось процентное содержание мёртвых сперматозоидов (55%) по сравнению с контролем (4,8%). Отсутствие подвижности сперматозоидов обусловлено главным образом таким дефектом, как облом хвоста клетки.
Полученные результаты свидетельствуют об угнетении стероидо- и сперматогенеза в условиях подострого и хронического воздействия газом. Молекулярные механизмы таят в себе черты токсического воздействия свободнорадикальных метаболитов, образующихся в условиях развития окислительного стресса. Следствием хронического воздействия газом умеренных концентраций является развитие компенсаторных явлений в пределах интерстициальной ткани, о чём свидетельствует её прирост за счёт функционально малоактивных инволюционирующих клеток Лейдига. Высокие концентрации газа вызывают практически необратимые изменения прежде всего сперматогенного эпителия, для которого характерными становятся признаки его некроза. Падение секреции тестостерона и ЛГ свидетельствует о развитии оксидативного стресса в пределах всей гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси, что ещё раз подтверждает концепцию стресса К.В. Судакова (1997).