Для диагностики полушарных асимметрий использовался «Тест на полушарное доминирование» Н.М. Тимченко (аппаратно - программный комплексе «НС-ПсихоТест» ООО «Нейрософт», Россия, Иваново), если предварительный и основной вывод не совпадали, то проводилось дополнительное обследование - методика определения доминирования правого/левого полушария. Было выделено 3 профиля функциональной асимметрии мозга (ФАМ): правый, амбидекстральный и левый. В нашем исследовании выявлено (502 студента 1-5-х курсов), что большинство студентов как женского, так и мужского пола имеет доминирования левого полушария (правостороннее латеральное моторное доминирование), остальные профили представлены менее 20% студентов. Как у девушек, так и у юношей, максимальное количество лиц с доминирования правого полушария (левым профилем) оказалось на 1 курсе, затем оно снижалось и стало минимальным на 3 курсе. У юношей доля лиц с амбидекстральным профилями в период обучения изменялась незначительно, а у девушек доля амбидекстров увеличивалась от 1 к 5 курсу. Выявлено у студентов с доминированием правого полушария повышение показателей по таким шкалам (опросник А. Басса, А. Дарки), как: «негативизм», «обида», «вина», «индекс враждебности», «индекс агрессивности». Низкие показатели: «общая эмоциональность», по сравнению с группой по доминированию левого полушария. В группе студентов с левым доминированием полушария была выявлена иная закономерность - повышение по следующим шкалам: «физическая агрессия» (р<0,05), «вербальная агрессия» (р<0,05), «раздражение» (р<0,05), «косвенная агрессия». Ниже, чем в группе студентов с доминированием правого полушария следующие: «вина», «индекс враждебности», «индекс агрессивности». Студенты в группе с левым доминированием полушария статистически значимо отличаются от студентов с доминированием правого полушария большим уровнем разных показателей агрессивности. Так наивысший уровень статистической значимости различий между группами (р<0,005) отмечен по показателям, «физическая агрессия» , «вербальная агрессия», «раздражение». Лучшие показатели быстроты в беге на 30 м отмечены у студентов с доминированием левого полушария (праворуких). Леворукие (доминирования правого полушария) выносливее и превосходят в динамометрии по силе. Лучшее усвоение специализированных заданий во время занятий по физкультуре в университете присуще студентам с доминированием левого полушария (праворуким). Самый высокий уровень физической агрессивности у студентов, занимающихся борьбой (65%),однако у тех студентов, которые занимаются данным видом спорта более двух лет, агрессия на разы ниже, что указывает на возможность со временем контролировать агрессивное поведение. Средний уровень физической агрессивности у студентов, которые занимаются легкой атлетикой. Самые низкие показатели у студентов, которые занимаются плаванием, - 20%.
Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2010 Урал: Оренбургская область, проект №10-06-81601а/у «Разработка методики предупреждения проявления агрессивного поведения среди молодежи различных этнических групп на основе изучения психофизиологических и биохимических параметров», и «Разработка интегрированной модели профилактики девиантных форм поведения со склонностью к агрессии молодежи средствами физической культуры № проекта 10-06-81604а/у.