Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь - с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя - человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.
Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия - посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность - это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т.е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.
Особой популярностью пользуются музеи этнографии, народного быта, прикладного искусства и «современная жизнь и быт. Материалы этнографии и народного творчества можно демонстрировать в торгово-ремесленных центрах и музеях народной архитектуры «под открытым небом» типа «Скансен», а историко-региональную одежду - например, на обслуживающем персонале или (напрокат и в продаже) - на самих туристах. Речь в данном случае, естественно идет о «новоделах» или копиях, а не подлинных старых экспонатах.Одним из вариантов реализации этнокультурного аспекта может быть организация скансинга реконструкция в сельской местности как выражение этнокультурного аспекта в туризме.
Первый вопрос, который наиболее часто можно услышать: «Зачем ехать в сельскую местность, ведь многие имеют дачу?» Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию сельского туризма, но только частичную. Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги, не являются редкостью. Люди, у которых нет дачи, в данном случае имеют альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе и при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. Во-вторых, сельский туризм дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям. В-третьих, он позволяет получить смену обстановки за небольшие для семьи деньги, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. При этом все знают о нехватке и плачевном состоянии гостиниц в маленьких городах, с их минимальным комфортом и максимальными ценами. В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности.
Таким образом, предоставление услуг сельского туризма может стать для жителей Брянской области дополнительным источником доходов. Данные услуги могут быть представлены в нескольких вариантах, в зависимости от величины вложений на первоначальном этапе.
Вариант 1. «Тур выходного дня».
Описание. Сельчанин на два выходных дня (двое суток) предоставляет услуги по проживанию как основной пакет услуг. Дополнительно предоставляет услуги по организации рыбной ловли, баню, организует «пикник», прогулку по лесу, осмотр местных достопримечательностей и т.п. Причем дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату, по договоренности. Проживание с питанием (например, традиционная русская кухня) может стоить 750 рублей в сутки с человека. При этом туристы как бы приезжают «в гости», в количестве от 2 до 5 человек (то есть семья), хозяин обеспечивает им проживание и питание; развлечение - по желанию.
Вариант 2. «Спокойный деревенский отдых без изысков и городских благ, но со всеми необходимыми удобствами для жизни».
Описание. Сельчанин предоставляет услуги по проживанию на срок от 5 до 10 дней. Набор дополнительных услуг может быть таким же, как в первом варианте. Стоимость основной услуги также может составлять 750 рублей в сутки с человека. Однако данный вариант потребует больших затрат. Необходимо организовать проживание «гостей» в отдельном помещении, потребуются дополнительные затраты на рекламу, на оборудование (например, рыболовные снасти). Во-первых, потому, что к длительному отдыху клиенты будут предъявлять более высокие требования, особенно касающиеся комфортабельности проживания. Во-вторых, сельчанину необходимо получать доход с осуществленных затрат, для чего потребуется интенсивное привлечение туристов.
Рассматривая этнографическую экспозицию в музеи, мы должны отметить определенные проблемы в ее использовании. Предметы, размещенные в экспозиции можно представить в виде предметов научной знаковой системы и в форме элементов массовой культуры.
Семантика является неотъемлемой частью традиционной культуры. Знаковая культура играет особую роль, как в традиционной, так и в массовой культуре.
Знак - информация, несущая сакральный, регулирующий смысл, значимый для данной социокультурной группы. Смысловое значение характерно для данной общности в конкретное время и в конкретном месте.
Массовая культура - идеология, торговый знак, имидж, выходящий за рамки этноса и расширяющий границы его использования.
Совмещение данных культур возможно в следующих целях:
- для популяризации конкретных предметов культуры;
- для трансформации основных знаковых систем культуры этноса в понятные символы для других народов (творчество Брюса Ли, А. Курасавы и др.).
Вариант развития этнографических экспозиций - использование реконструкции - исполнение обрядов, изготовление копий предметов материальной культуры. Выполнение муляжей часто является способом сохранения ценных экспонатов. При этом мы утрачиваем историческую ценность предметного мира.
В последнее время отмечается определенная стилизация предметов материальной и духовной культуры в угоду идеологических установок.
Данные тенденции необходимо корректировать при помощи специалистов, привлекаемых для подготовки экспозиции. Достаточно использовать материалы экспертиз.
Этнографические экспозиции музеев активно используются при организации образовательного процесса.
Этнический материал служит мощным фактором межэтнического общения. При этом необходимо избегать позиций и трактовок, близких к национализму и шовинизму.
При формировании этнозанятий важное место занимает профессионализм работников ведущих данное занятие. Непрофессионализм вызывает отторжение и негатив.
Этнозанятия можно рекомендовать только в качестве факультативных курсов, допустимо использование игровой формы занятий.