Стало общепринятым положение о том, что личность развивается в деятельности. Но это общее положение можно специфицировать. Для этого нужно обратиться к так называемой человеческой практике и рассмотреть ее основные составляющие.
Существуют два наиболее важных аспекта человеческой практики: «предметная деятельность» и «общение». Первая из этих двух форм деятельности основывается на взаимосвязи человека и природы, а вторая на взаимосвязи человека с человеком. Прототипом первой является труд как способ овладения природой, а прототипом второй коммуникация как способ усиления взаимопонимания между людьми. Основными средствами коммуникации являются знаки. Говоря о человеческой практике, мы подчеркиваем, по Выготскому Л.С., ее опосредованную, или инструментальную структуру. Л.С. Выготский показал, что с помощью знаков, как «орудий» психической деятельности, порождаются специфически человеческие сознательные и произвольные формы поведения.
Таким образом, речь как средство коммуникации, понимается организующим и формирующим началом психической регуляции человеческой практики.
Понятие «личность», в свою очередь, можно определить как наивысшей уровень интеграции психической регуляции индивидуальной деятельности.
Нужно признать, что развитие личности должно быть связно с различными, но тесно сплетенными собой формами деятельности. А значит, важно подчеркнуть роль речи в формировании личности, так как речь включает и общение, и предметную деятельность, различаемые лишь на уровне теоретического анализа. Именно поэтому речь вовлечена в формирование личности.
Прежде всего, речь является средством обмена между индивидами информацией, перспективами, ожиданиями и пр. В этом смысле речь является важным фактором формирования характера личности.
Но в то же время речь является также средством интраиндивидуальной деятельности, средством порождения сознания и произвольной регуляции поведения, на что указывали многие ученые ( Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе и др.). Использование языка в роли символической функции в становлении деятельности, направленной на отдаленные цели, и в относительном высвобождении от непосредственных побудительных импульсов имеет решающее значение для развития личности.
Именно поэтому, речью можно пользоваться также и для коррекции личностных расстройств.
Например, успешный психотерапевтический процесс, позволяющий приоткрыть некоторые патогенные «узлы» личности, проводится с помощью языка. Значит речь можно понимать не только как коммуникацию, она участвует также и в анализе внутреннего опыта, и овладении им.
Таким образом, соответствующая речевая организация различных ситуаций может увеличивать возможности для реализации личностной активности и тем самым способствовать эффективному решению жизненных задач, стоящих перед личностью.
Определенным отражением этой позиции в педагогике является внимание к вопросам саморегуляции и самовоспитания личности, развитие практики и исследований, связанных с внедрением методов индивидуализации в системе обучения и воспитания. В индивидуализации выражается творческое инициативное отношение к социальному опыту, к восприятию информации через предметную деятельность и общение, формам ее реализации собственном поведении с учетом изменяющихся условий.
Прямое и косвенное общение, личное контакты и духовная связь, осуществляемая через средства массовой информации между современниками и людьми разных поколений, эпох, стран, общественных систем, также специфично воздействуют на формирование личности. Личный же контакт обладает большей силой воздействия, внушения, в нем непосредственно действует социально-психологический механизм заражения и подражания, особую роль играет устная речь и параменгвистическая система информации, в которой закреплены определенные социальные значения, связанные с системами действий, движений, обрядов, ритуалов и т.п. Так усваивается и система навыков, умений, действий, манер, привычек, поведение с учетом их экспрессии. В прямом диалоге наиболее непосредственно выявляется «личное» индивидуальное отношение индивидов друг к другу. Тем самым речь в диалоге является важным средством индивидуализации личности.
Итак, речь необходимое условие социального, культурного воспроизводства личности, формирования его специфических социальных способностей, то есть способностей к плодотворной практической деятельности.