Проведенные исследования с учетом пола и возраста ребенка показали, что среди мальчиков все показатели распространенности инвалидности статистически достоверно выше, чем среди девочек. Разница в соотношении распространенности детской инвалидности среди девочек и мальчиков становится заметной с возрастного интервала 5-9 лет (в среднем, 1:1,3) и остается стабильной до 16-летнего возраста. При этом данная закономерность не распространяется на частоту выявления инвалидности, так наибольшие различия данного показателя среди мальчиков и девочек наблюдаются в возрасте 5-9 и 10-14 лет, а наименьшие 0-4 и 15 лет. Это может объясняться тем, что девочки недостаточно охвачены диспансеризацией с учетом специфических особенностей здоровья в пубертатном периоде.
В динамике за исследуемые годы заметно увеличились темпы возрастания "груза" патологии, а также темпы увеличения разрыва между частотой и распространенностью инвалидности. Так, если в 1996 г. в области распространенность инвалидности среди детей 10-14 лет превышала таковую у 5-9-летних в 1,2 раза, а у 0-4-летних в 2,2 раза, то в 2000 г. данные превышения составили: 1,2 и 2,4 раза соответственно.
Соотношение между частотой и распространенностью детской инвалидности в различные возрастные периоды имеет определенную закономерность: наименьшие значения в возрастном интервале 0-4 лет, и наибольшие - в 10-14 и 15 лет. Однако в динамике за исследуемый период прослеживается увеличение разрыва между этими показателями во всех возрастных группах с увеличением темпов прямо пропорционально возрасту. В возрасте 0-4 лет соотношение между впервые установленной инвалидностью и распространенностью в 1996 г. составило - 1:2,4, в 2000 г. - 1:2,9; в возрасте 5-9 лет соотношение возрастает, в среднем, в 2 раза и в 1996 г. составляет - 1:5,2, в 2000 г. - 1:6,2; в возрасте 10-14 лет соотношение составило - 1:6,3 и к 2000 г. выросло до 1:10,3; в возрастном интервале 15 лет в 1996 г. соотношение составило - 1:7,8 и выросло к 2000 г. до -1:12,3.
Накопление груза болезней может косвенно свидетельствовать, с одной стороны, о недостаточных объеме и качестве профилактической работы, направленной на предупреждение хронизации болезней, что приводит к развитию тяжелых нарушений и ограничений жизнедеятельности, с другой стороны, о том, что содержание и результативность реабилитационной помощи не имеет нужной направленности.