Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ESTIMATION OF A CONDITION OF MOUNTAIN ECOSYSTEMS OF THE WESTERN СAUCASUS IN A ZONE OF OLYMPIC BUILDING

Kudaktin A.N. Lajsheva O.A.
The article estimates the condition of the ecosystems in the Western Caucuses involved in the Olympic construction. The interrelationship “Recreation — Fauna”, revealing of virtues and drawbacks, as well as ways of their control are getting acute nowadays. Keywords: an ecosystem, a building zone, nature protection actions.

Освоение горных экосистем Западного Кавказа для нужд инфраструктуры зимних олимпийских игр 2014 года привело к катастрофическому их разрушению. Развитие инфраструктуры отдыха при сохранении хозяйственного использования горных экосистем (рубка леса, выпас скота, охота и др.) создают предпосылки деградации с перспективой утраты биоразнообразия. Степень воздействия, даже «щадящих» форм воздействия на состав и структуру экосистем, приводит к перманентным изменениям отдельных звеньев, сокращению биоразнообразия.

Программа строительства олимпийских объектов в горной части Черноморского побережья вызывает множество споров. Что это - истребление уникальной природы гор или благое начинание, позволяющее использовать уникальный природный потенциал горных территорий для спорта и отдыха людей при сохранении среды обитания животных. В сложившейся ситуации актуальной становится проблема оптимизации взаимоотношений «рекреация - животный мир».

Бурый медведь - самый крупный хищник гор Западного Кавказа. Являясь своеобразной вершиной трофической пирамиды, он может стать своеобразным индикатором целостности и полночленности горных экосистем. Его поведение и жизненные циклы, широкий адаптационный потенциал делают его своеобразным маркером состояния окружающей среды в целом. Если при строительстве спортивных объектов произойдет вытеснение и сокращение численности медведя, то можно заявлять о существенной деформации экосистем в целом.

Северо-западные склоны хребта Аибга с давних времен выполняют функции стаций переживания для многих крупных млекопитающих. Основные стации обитания млекопитающих охватывают горно-лесную зону с выраженной сезонной стациальной приуроченностью. Сезонные ареалы животных пространственно дифференцированы. В связи с высотной поясностью гор и распределением кормовых ресурсов для медведей характерны сезонные кормовые вертикальные и горизонтальные миграции. Длительное обитание в достаточно урбанизированных природных ландшафтах способствовало развитию новых форм поведения и различной степени синантропности. Последнее крайне важно, поскольку развитие синантропизации прогрессивно для сохранения биоразнообразия. Адвентивные и синантропные виды, как более пластичные, интенсивно занимают новые экологические ниши, образовавшиеся при трансформации экосистем.

Факторами, лимитирующими показатели численности, плотности и территориальной приверженности медведей, являются защитность, кормность угодий и внутривидовые социальные взаимоотношения. Основным фактором, определяющим степень защитности, является фактор беспокойства со стороны человека. Он слагается из прямого преследования в виде охоты, во всех ее проявлениях, и не прямого - изменения среды обитания.

Рассматриваемая территория является местом транзита животных вдоль склона хребта Аибга от Главного Кавказского хребта к высокобонитетным низкогорным лесам. Сложившаяся многовековая система миграционных троп, коммуникаций (маркировочные деревья, берлоги и временные укрытия, кормовые площадки) обеспечивали устойчивость популяций к различной степени антропогенного воздействия, включая и пресс охоты. Одновременно они определяли пространственную структуру популяций и сезонную мозаичность территориального размещения.

Освоение части территории хребта Аибга неизбежно вносит коррективы в сложившуюся пространственную структуру популяций крупных млекопитающих и негативно отражается на их динамике.

Вместе с тем при переходе одной категории стаций в другую увеличивается степень его защитности. Исследования, проведенные в Тверской области, в Центрально-лесном заповеднике и прилегающих к нему территориях, показали, что на особо охраняемой территории и смежных угодьях плотность бурого медведя одинакова на больших площадях [6]. При этом отмечено, что смежные с заповедником территории представляют собой обширные вырубки разных лет. На зарастающих вырубках частота встреч следов жизнедеятельности бурого медведя значительно выше, чем на территории, покрытой лесом. Уровень жизнеобеспечения бурого медведя значительно выше при переходе одной категории стаций в другую. Это приводит к территориальному перераспределению популяции, заселению измененных человеком ландшафтов [3, 4]. Так, при обследовании в летне-осенние месяцы трассы канатно-кресельной дороги «Альпика-Сервис» в 2003-2005 годах, следы медведя обнаружены по всей ширине трассы. Наибольшее число встреч отмечено в сентябре, когда в данном урочище созревала черника. Пик суточной активности наблюдался в раннеутренние и вечерние часы.

Наиболее значимым элиминирующим фактором для популяции медведя является прямое преследование человеком. По мере развития цивилизации охота превратилась в вид активного отдыха. Но, если в середине 90-х годов прошлого века количество лицензий, выдаваемых на медведя, варьировало в пределах 15-20 штук, то в настоящее время лицензия как лотерейный билет доступна единицам. Возросший же спрос на медвежьи шкуры, жир, желчь на «черном рынке», особенно в кризисный период, способствовали развитию браконьерских охот. По данным А.Н. Кудактина [1, 2] количество законно и незаконно добытых животных находится в соотношении 1:3. Таким образом основной вред популяции медведя представляет незаконная охота. При строительстве спортивных объектов создается система охраны с наличием автоматизированных и специальных средств, которая позволит значительно уменьшить проникновение в лесные угодья браконьеров, тем самым увеличивая степень их защитности.

В сложившейся ситуации выявление положительных и отрицательных сторон освоения горных экосистем становиться острым и актуальным. Это возможно лишь путем проведения комплексного мониторинга состава и структуры основных блоков экосистемы: почвенного покрова, растительности и животного мира.

Проблема контакта человека и животных пока мало исследована. Бурый медведь может легко приспосабливаться к антропогенной трансформации среды. И только от поведения людей зависит, как будет развиваться в дальнейшем их взаимоотношения [5,6].

Изучения экологии бурого медведя на Западном Кавказе базировалось в основном на визуальных наблюдениях. В связи с этим многие аспекты его поведения скрыты от исследователей. При таком крупном вторжении в горные экосистемы, как строительство олимпийских объектов, необходимы научные исследования, выполняемые с применением современных инструментальных методов. Это позволит выполнить следующие задачи:
Оценить современное состояние природных экосистем, в разной степени вовлеченных в хозяйственный оборот.
Выявить уязвимость отдельных видов и популяций растений и животных при освоении территории и развитии инфраструктуры.
Выбрать виды индикаторы состояния экосистем.
Осуществить поиск путей оптимизации и снятие негативных тенденций воздействия антропогенной нагрузки на объекты животного и растительного мира.

Решение поставленных задач позволит перманентно корректировать природоохранные мероприятия в зоне развития олимпийской инфраструктуры.

Список литературы

  1. Кудактин А.Н. Состояние популяции и проблемы охраны бурого медведя // Актуальные вопросы экологии и охраны природных экосистем южных регионов России и сопредельных территорий. Краснодар. - 1998. - С. 101.
  2. Кудактин А.Н. Итоговый отчет по теме: «Структура и динамика экосистем Кавказского биосферного заповедника». - 2001. - С. 175.
  3. Кудактин А.Н., Лайшева О.А. Методическое пособие по учету численности, охране и управлению популяцией бурого медведя на Западном Кавказе. - 2003. - С. 2
  4. Лайшева О.А. Сезонные перемещения медведей на Западном Кавказе // Проблемы устойчивого развития регионов рекреационной специализации. Материалы IV конференции СНИЦ. Сочи, 2002. - С. 24.
  5. Пажетнов В.С. К вопросу об управлении популяцией бурого медведя // Проблемы охраны генофонда и управления экосистемами в заповедниках лесной зоны. Часть 2. - М., 1986. - С. 96.
  6. Пажетнов В.С. Бурый медведь. - М.: Агропромиздат, 1990.