Педагогическая деятельность музыканта - педагога - сложный, многоуровневый процесс. Можно выделить в нем два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой:
1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской работы; 2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике.
Педагогическое мастерство педагога-музыканта проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, педагогическое творчество, являющиеся условием для самореализации личности и развития специальных навыков и умений.
Компетентность педагога характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством социальных установок и его психолого - педагогической подготовки.
Педагог, ведущий занятия с младшими школьниками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.
Взаимодействие, сотрудничество с учеником, основанное на принципе свободы в музыкальном образовании, трансформируется в проблему необходимости для одаренного ребенка не учителя как такового, а наставника. Когда происходит не обучение, а «совместное движение учителя и ученика к вершинам мастерства».
Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей преподавателя с возможностями и целями ученика; овладение педагогической технологией, педагогической техникой. В рамках рассматриваемой модели младший школьник выступает как субъект педагогического взаимодействия, отсюда взаимоотношения строятся как сотворчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
В процессе работы нами было выявлено то, что личность педагога и характер отношений, складывающихся между учителем и учеником, являются одним из факторов, который стимулирует проявление музыкальной одаренности и является благоприятным для развития личностных и характерологических качеств ученика.
Педагогическое мастерство педагога-музыканта проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов сторон воспитания, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога; педагогическое творчество. Эти качества являются условием для самореализации личности, развития специальных навыков и умений как единого нераздельного процесса.
Решая задачи по развитию музыкальной одаренности, педагог должен осознавать, что без понимания ребенком своего призвания нет дальнейшего его личностного и профессионального становления в качестве музыканта.
Нужно учитывать тот факт, что для успешного развития музыкально одаренных детей необходим специальный педагог, так как работа с этими детьми требует изменений в содержании учебного процесса, конечных целей и самой атмосферы обучения.
Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит и от формы проведения урока. Наиболее эффективны уроки, где внимание сосредотачивается на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Контакт педагога с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенностью их результатами, когда ученик увлечен все новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий.
Не менее важным факторов для развития музыкальной одаренности является наличие психологической совместимости между учителем и учащимся.
Зная уровень развития музыкальной одаренности младшего школьника, учет индивидуальны особенностей личности и уже имеющиеся в его опыте элементарные навыки восприятия и исполнения музыки, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним творческие и учебные задачи.
Поэтому преподавателю для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:
- личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность, самосовершенствование, способность понимать детей, самокритичность);
- профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики);
- способность к преодолению трудностей;
- способность предвидеть результаты своего труда.
По мере роста профессионального мастерства учителя развивается и его музыкально-педагогическая интуиция. Она выступает как опыт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач без их предварительного решения музыкально-педагогических задач без их предварительного логического профессионального анализа. Этому способствует накопленный учителем опыт педагогической деятельности, знание своих учеников, его природная способность к мышлению.
Исходя из знания психологической характеристики музыкально одаренного младшего школьника, педагогическая позиция должна строится на:
- педагогическом оптимизме;
- создании ситуаций успеха;
- психолого-педагогической поддержке.
Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя: представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок; в чем особенность развития одаренных детей; разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, мировосприятия и др.).
Одним из видов педагогической поддержки является «индивидуальное видение ученика» (учитель - наставник и ученик в творческой исследовательской деятельности). Не менее важным элементом педагогической поддержки является психологическая помощь в решении личностных проблем одаренных детей.
При работе с музыкально одаренными детьми в процессе обучения у педагога могут возникнуть следующие проблемы:
- неготовность учителя признать факт одаренности своего ученика;
- отсутствие в арсенале необходимых для работы с такими детьми средств;
- неосознанная установка на «эксплуатацию» детского таланта.