Европейский сегмент объединяет развитые страны, входящие в европейский союз, а также страны Восточной Европы, Ближнего Востока, традиционно тяготеющие к финансовому рынку Швейцарии. Этот рынок характеризуется наличием наиболее дешевых и долгосрочных ресурсов, предоставляемых иностранными инвесторами.
Европейская практика регулирования инвестиций в основном характеризуется принципом свободного движения капитала. Свободное движение капитала в странах Европейского Союза (Швеция, Германия, Испания, Италия, Бельгия, Франция и др.) дает партнерам экономические преимущества благодаря рациональному размещению капиталов в рамках ЕС, стимулирует свободную деятельность компаний в сфере финансовых услуг. Таким образом, свободное движение капитала - необходимое условие для формирования единого рынка финансовых услуг и либерализации рынков капитала. Инвестиционное регулирование в странах Европейского Союза имеет следующие направления:
- полная либерализация взаимных капиталовложений;
- формирование единого законодательства для компаний стран-участниц в области осуществления инвестиционной деятельности;
- определение национальных мер стимулирования взаимных инвестиций;
- разработка общих правил инвестиционного сотрудничества с третьими странами.
Сохранение национальных требований стимулирует резидентов покупать, продавать и держать акции за рубежом, а не в стране резиденции. Нерезиденты имеют преимущества перед резидентами при осуществлении финансовых инвестиций на внутреннем рынке. Фактически это не стимулирует приток и отток инвестиций, а нарушает эффективное размещение капитала в рамках группировки. В странах ЕС практически не действуют исключения из принципа свободного движения капитала, тем не менее, существуют ограничения на взаимные капиталы.
Доступ к отдельным национальным рынкам капиталом затруднен, поскольку сохраняются национальные требования, в основном имеющие скрытый характер и связанные со спецификой административной практики. Бизнесмены, предприниматели при образовании новой компании в странах ЕС должны пройти от 4 до 16 процедур регистрации и учета, потратив на это от 11 (Великобритания) до 150 (Австрия) рабочих дней. При этом стоимость таких процедур варьируется от 300 долларов (Финляндия) до 11 тысяч долларов (Австрия), в зависимости от страны ЕС.
Что касается финансирования взаимных капиталовложений, то в рамках ЕС действуют наднациональные финансовые органы, финансирующие инвестиции в совместные или национальные проекты. К ним относятся Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), Европейский Фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский социальный фонд (ЕСФ).
Американский сегмент охватывает в основном рынки США и Канады. На базе Канадоамериканской зоны свободной торговли было подписано трехсторонне соглашение между США, Канадой и Мексикой о формировании Североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА (1994 г.). Таможенные пошлины между США и Канадой были полностью ликвидированы к 1 января 1998 г., между Канадой и Мексикой - 1 января 2003 г. Финансовым центром данного сегмента является США. Особенности этих рынков заключаются в существенной доле импортируемых финансовых ресурсов, большим объемом сделок с ценными бумагами с иностранными инвесторами. Для распространения ценных бумаг иностранных эмитентов применяются различные схемы депонирования ценных бумаг в иностранных банках с последующим выпуском в США депозитарных расписок.
Условия допуска инвесторов исходят из национального режима и режима наибольшего благоприятствования, которые также применяются в отношении деятельности зарубежных инвесторов. В соответствии с нормами международного права НАФТА запрещает экспроприацию инвестиций.
Североамериканская зона свободной торговли является стимулом для увеличения притока капиталов, как из стран-партнеров, так и из третьих стран. За последние годы приток ПЗИ в канадскую экономику увеличился в 11 раз, повысилась инвестиционная привлекательность Канады для зарубежных инвесторов. Максимальные инвестиционные выгоды для Канады оказались в сфере финансовых услуг, транспортного оборудования, автомобилестроения, химической индустрии и коммуникаций.
До формирования Североамериканской зоны свободной торговли Мексика считалась закрытой экономикой. НАФТА позволила расширить реформирование некоторых отраслей, автомобилестроения, текстильной индустрии, финансов, телекоммуникаций. Национальные сравнительные преимущества в форме дешевой рабочей силы, географической близости к США содействовали экономическому подъему Мексики. Важную роль в открытости мексиканской экономики сыграли ТНК Канады и США. Выделялся быстрый рост свободных экономических зон, в основном американских, который ускорил процесс либерализации экономики. Основной вклад зарубежных компаний был связан с передачей технологий. Таким образом, участие Мексики в Североамериканской зоне свободной торговли стимулировало приток ПЗИ в экономику страны.
Сравнивая основные направления европейского и американского сегмента международного финансового рынка, хотелось бы отметить следующее. В области субсидирования европейская конкурентная политика способствует снижению объемов государственной помощи национальным производителям, но объем субсидий остается большим. Осуществляется наднациональное субсидирование сельскохозяйственной продукции, вывозимой за пределы Евросоюза. В американском сегменте сохраняются национальные системы субсидирования отдельных видов производств.
Азиатско-тихоокеанский сегмент (АТС) мирохозяйственных связей представлен странами Юго-Восточной Азии и Океании, создан в 1989 году. Первоначально в состав Азиатско-Тихоокенаского экономического сообщества (АТЭС) входило 12 стран Тихоокеанского бассейна: Япония, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Индонезия, Таиланд и др.).
В настоящее время АТС объединяет экономики западной и восточной частей Тихоокеанского бассейна и Океании. Финансовые ресурсы АТС концентрируются на рынке Японии. Этот рынок в основном базируется на собственных ресурсах и по сравнению с рынком США характеризуется невысокой долей заемного капитала. Крупнейшими импортерами ресурсов рынка Японии являются Китай, страны Океании и Юго-Восточной Азии, а также в последние годы - страны Латинской Америки и Западной Европы. В настоящее время отмечается рост тяготения АТС к европейскому рынку, все большая часть финансово-хозяйственных связей сосредоточивается между Японией и Швейцарией.
Азиатско-тихоокеанский сегмент уступает Европе и Америке в формировании свободных инвестиционных зон. Инвестиционное регулирование ведется в двухсторонних зонах свободной торговли, между Японией и Сингапуром, между Новой Зеландией и Сингапуром.
Существенный элемент Азиатско-Тихоокенаского экономического сообщества это использование принципа недискриминации в рамках режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Недискриминация в отношении РНБ предполагает немедленное или в течение определенного времени введения РНБ, за исключением некоторых отраслей (список ограничений определяет каждая страна).
В Азиатско-тихоокеанском сегменте действует принцип прозрачности, призванный своевременно уведомлять инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах через проводимые брифинги о текущей инвестиционной политике и возможных изменениях правового режима в отношении допуска и деятельности зарубежных инвесторов.
Страны АТС являются как крупными реципиентами, так и крупными экспортерами ПЗИ. Для анализа и контроля прямых иностранных инвестиций в странах АТС ежегодно определяется показатель инвестиционной открытости стран, разработанный экспертами Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.
Кроме вышеуказанного показателя определяется индекс инвестиционного доверия, разрабатываемый консалтинговой компанией «Керни». В его основу положены ожидания инвесторов. По данным официальной международной статистики из 25 стран, имеющих наиболее высокий индекс инвестиционного доверия, почти половина - это страны АТС, инвесторами АТС осуществляется глобальная инвестиционная стратегия, занимающая 72 % проводимой общей инвестиционной. По сравнению с Северной Америкой удельный вес инвестиционной стратегии составляет 60 %. Такая ситуация заслуживает особого внимания к Азиатско-тихоокеанскому сегменту международного финансового рынка. Несмотря на высокую степень взаимозависимости в АТС, инвесторы предпочитают широкомасштабные глобальные операции, а не ограничиваться рамками регионального рынка.