Индивидуальность каждого человека заключается не только во внешности, физиологии и психологических особенностях, но и в духовной сущности. При этом личность человека как существа духовного совершенствуется не тогда, когда стремится завершить, определить и тем самым «закрыть» себя, а тогда, когда она движется, растет и самоизменяется. Таким образом, незавершенность развития личности есть непременное условие истинной жизненной силы и крепости.
Ещё И. Г. Песталоцци утверждал, что природа ребенка - это фундамент, на котором строится все здание. Целесообразность учета индивидуальных природных сил и способностей, которые у всех различны, предполагает индивидуальный подход к организации диалогового общения с наркозависимыми подростками и их родителями. Именно диалогичный, а не монологичный стиль педагогического общения, как показала практика помощи подросткам в преодолении наркозависимости, наиболее продуктивен.
Духовно-нравственный субъект-субъектный диалог основан на христианской антропологии, воспринимающей человека как существо духовное, имеющего в себе дух, на взаимном доверии, педагогическом такте и центрирован на подростках, нацеливая их на поиск причин наркопотребления и смысла жизни. Диалог не поучает, не назидает, не лишает подростков права свободного выбора, а открывает им духовный мир. Убеждаясь в реальности и непреложности духовных законов, наркозависимые подростки преодолевают рубеж стереотипов мышления, жизненной суеты и зависимого состояния.
Приобретая совокупность знаний о границах и ценности свободы, о традиционных христианских моральных нормах, о жизни святых как нравственном идеале, подростки ориентируют себя на достижение этого идеала и «программируют» последующий полный отказ от употребления наркотических веществ.
Духовно-нравственный диалог обладает преобразующим потенциалом и могучей созидающей силой, становясь благодатным полем личностного развития даже тех подростков, кто вначале был закрыт и не был готов нести груз свободного духовно-нравственного самоизменения.
Нравственное исправление - это такая самостоятельная «переделка» личности, при которой подростки прекращают совершать аморальные поступки и употреблять психоактивные вещества потому, что это входит в противоречие с их новыми взглядами и убеждениями. Принудить к нравственному исправлению подростков, даже находящихся в наркотическом рабстве, невозможно; можно лишь призывать, наставлять и показывать, но не приказывать и подавлять. Задачи подростков - услышать, осознать и откликнуться на эти призывы. Рожденное в наркозависимых подростках новое регулирующее чувство - страх совести - является не страхом наказания или смерти, а боязнью нарушить нравственные заповеди и оскорбить любящего людей Бога.
Суть духовно-нравственных диалогов состоит в том, чтобы помочь подросткам преодолеть состояние зависимости от наркотиков и научить их соблюдать нравственные заповеди через знакомство подростков с христианским мировоззрением и идеологией, предоставление им возможности самостоятельно выбирать жизненный путь. Задача раскрытия в наркозависимых подростках образа Божьего, восстановление иерархичности личности в подчиненности «дух → душа → тело» является основной.
Подростков, желающих преодолеть наркотическую зависимость, влечет сила единения с высшим, основанная на свободе личности. При этом мысли, поведение и сама жизнь подростков наполняется духовным содержанием, а межличностные отношения заменяются тайной «Бог - человек - мир». Прорыв к высшему пробуждает в подростках живое чувство правды, осознание необходимости духовно-нравственного самоизменения, уводит подростков от наркослэнга и дает новый язык, новую речь.
Духовно-нравственный диалог восстанавливает целостность личности подростков, утраченную в результате употребления психоактивных веществ. Душа подростков откликается на новую информацию, оживает для радости жизни, обретает силы для самоизменения и духовной работы над собой.
Духовно-нравственный диалог не ставит целью изучение Евангелия, житий святых. Являясь субъект-субъектным, он объединяет участников общей устремленностью к духовной сфере, открывает подросткам путь к самому себе и способствует их духовному самоутверждению. В этом случае участники диалога чувствуют себя причастными к общему делу. Организация диалогового режима с позиции «на равных» помогает подросткам научиться мужественно признавать свою вину, принимать на себя ответственность за самостоятельный выбор и последствия. Христианское мировоззрение способствует открытости общения, сочувствию, состраданию и взаимопомощи.
Личностное изменение наркозависимых подростков достигается в результате осознания подростками ценности свободы и жизни. Таким образом, духовно-нравственный диалог не ставит задачи управлять подростками, прививать им взгляды или добиваться какого-то определенного поведения, чувства, а дает ответы на исходные вопросы человеческой жизни, имея особые логические основания.
Ученые выделяют в диалоге две фазы: экстатическую (выход, отход от себя), эксплицитную (от «expletio» - исполнение, доведение до полноты)», и утверждают, что направленный к человеку, диалог «становится актом его внутриличностного бытия». Ученые правомерно утверждают, что в пространстве духовного диалога каждый имеет возможность приобрести личностное своеобразие, глубинную духовную интуицию и начать расти, развиваться.
Первая фаза - экстатическая (выход, отход от себя) основана на личном духовном опыте и направлена на окружающий мир. Возникший интерес к духовно-нравственной информации позволяет Духу Божьему оздоравливать духовную сферу подростков. Наркозависимые подростки освобождают свои высшие духовные силы от чувственно-эмоционального плена. Диалог даёт возможность в духовном общении, вновь открытом для подростков, ощутить причастность к высшему, к жизни вечной.
Вторая фаза духовно-нравственного диалога - эксплицитная (expletio - исполнение, доведение до полноты) активизирует и приводит в движение все внутренние силы подростков, способствует расцвету индивидуальности наркозависимых подростков и преодолению внутреннего самоограничения. Подростки становятся проводниками высшего, начинают жить им. При этом вектор духовно-нравственного диалога меняет свою направленность на подростков, становится фактором их внутриличностного развития.
Духовно-нравственный диалог отражает то, что происходит в сознании и сердце подростков, свидетельствует о степени их открытости, готовности к нравственному изменению и самоисправлению. В диалоге проявляется некая «пластическая» способность сознания.
Между готовностью подростков к диалогу и их способностью к личному духовно-нравственному самоизменению существует тесная связь. Внутренняя готовность к диалогу может существовать у подростков изначально как личностная особенность быстро включаться в открытый диалоговый режим общения либо может возникнуть в любой момент диалога. Такие подростки ждут самого духовно-нравственного общения, самой встречи.
Отсутствие у подростков желания общаться в диалоговом режиме приковывает личность подростков к себе самой, не давая ей выйти на свободный контакт со специалистом и с окружающими миром. Подростки как бы замыкаются в себе, при этом не важны ни образование, ни психологический тип личности, ни склад характера подростков. Эта группа подростков как будто не нуждаются в общении, в получении новой информации.
Суть диалога «психолог-подросток» в индивидуальном подходе с учетом выявленных в процессе психодиагностики особенностей личности подростков. Он призван помочь наркозависимому подросткам разобраться в себе, вооружить их соответствующими знаниями и умениями, расширить кругозор и границы самовосприятия, найти опору в жизни. Диалог учит способам предотвращения и устранения конфликтов в сфере межличностных отношений. Психолог не спешит решить проблему, снять её напряжение. Составные части наркопроблемы в конце каждого диалога выступают как загадка, как потребность в новом знании. В ходе беседы подростки выходят на границы современного и христианского мировоззрения. Диалог способствует формированию у подростков положительного отношения к самим себе и осознанию многими из них значимости христианских ценностей.
Диалог «педагог-подросток» направлен на воспитание самоконтроля, мобилизацию нравственного потенциала, заложенного в подростках, обновление, углубление и совершенствование имеющихся у подростков духовнонравственных знаний, пробуждение ростков самостоятельности. Воспитательная задача при этом выступает как личная позиция педагога, влияющая на привычный образ мышления наркозависимых подростков и стимулирующая их к самоисправлению. В процессе диалога подростки не получают готовых ответов, имеют право свободно высказать собственное мнение.
В диалоге «подросток - носитель духовнонравственных ценностей» происходит столкновение двух точек зрения (светской и духовной) на жизненные проблемы, на проблему возникновения и преодоления наркозависимости.
Многие родители не учитывают изменения в психике ребенка, связанные с употреблением наркотиков, стараются подчинить подростка своей воле. Трудности диалогов с родителями проявляются в изначальном непонимании сути духовно-нравственного аспекта наркотической зависимости, нежелании идти на контакт со специалистом, алкоголизме, занятости бытовыми проблемами, низком культурно-образовательном уровне, недостатке правовых, психологических и педагогических знаний. Выявлены неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение подростков, воспитательная неуверенность родителей и гиперопека.
Усилия специалиста в диалоге «педагог-родитель» направлены на воспитание и развитие у родителей чувства ответственности, осознание ценности семейных отношений, повышение педагогической культуры родителей. Система повышения педагогической культуры родителей включает: знакомство родителей с основами духовно-нравственного воспитания, развитие навыков душевного контакта с наркозависимыми подростками, формирование осознания «должного» и «недопустимого» в общении с наркозависимыми подростками, личный пример родителей в терпеливом поиске вариантов решения проблемы наркотической зависимости.
Диалог «психолог-родитель» представляет собой индивидуальные беседы, консультации, которые строятся на анализе поведения подростков. Многие узловые темы диалога выводили родителей на нерешенные внутрисемейные психологические проблемы.
Слово Истины является животворящим компонентом духовно-нравственного диалога. Оно глубоко проникает в подростков, волнует, приводит в движение внутренние духовно-нравственные силы. Истина наполняет новым смыслом жизнь подростков и позитивно меняет поведение, помогая преодолевать зависимое состояние. В результате обращенности к высшим идеалам личность подростков получает новый образ жизнепроживания, новый образец для подражания - Спасителя Иисуса Христа. Всё это подтверждают слова апостола Павла: «Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12-13).
Духовно-нравственный диалог способствует формированию внутреннего самоконтроля. Чувство правды становится новым смысловым центром жизни подростков, который, обретая глубинную духовную интуицию, начинает менять ценностные приоритеты. Сохраняя свои границы, личность наркозависимых подростков начинает расти, развиваться, приобретать своеобразие и своим путем двигаться к единению с Творцом.