Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Семейное воспитание, безусловно, является педагогической деятельностью, а родители - первыми учителями ребенка. Они стремятся дать свои детям первоначальное образование, но при этом не претендуют на высокий профессионализм в данной сфере. Родительское воспитание не предусматривает опору на программы, научные психолого-педагогические теории. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей кроется в естественности, непреднамеренности данного процесса, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий и поступков родителей. Детерминантами педагогической деятельности родителей выступают и особые отношения взрослых с детьми, основанные на кровной близости.

На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияют многие факторы, в т.ч. сформированность у них отцовской и материнской позиции, направленность личности и т.д. Без специального обучения стать педагогом-родителем очень трудно. Для определения направлений получения педагогических знаний, помогающих родителям без ошибок заниматься воспитанием детей в семье, требуются данные об имеющемся у них уровне развития педагогических способностей.

Целью нашего исследования являлось изучение  педагогических  способностей  родителей сиблингов и особенностей их взаимосвязи со свойствами личностного уровня индивидуальности испытуемых. В сформированные нами выборки вошли 30 супружеских пар, имеющих двоих детей подросткового возраста (соответственно, первая выборка - 30 женщин, вторая выборка - 30 мужчин). Основу диагностического комплекса составили методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), педагогического такта (М. И. Станкин), эмпатии (A Mehrabian, N Epstein), потребности в достижении (Ю. М. Орлов), свойств личностного уровня индивидуальности (Р. Кеттелл, 16PF, № 105). Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ - метод главных компонент, t-критерий Стьюдента).

Получены интересные факты. Например, в выявленном нами симптомокомплексе педагогических способностей родителей сиблингов имеют место только общие корреляции. При этом они разделились на два блока: в первом представлены взаимосвязи показателей коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - взаимосвязи показателей эмпатии и педагогического такта. Полученные данные указывают на наличие в структуре педагогических способностей родителей стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом. При этом, обозначенная подструктура включает в себя блок компонентов, характеризующих испытуемых как способных устанавливать деловые, дружеские контакты, влиять на людей, проявлять  инициативу,  настойчиво  двигаться к поставленной цели, не останавливаться на достигнутом и блок компонентов, характеризующих родителей как способных тактично, педагогически целесообразно влиять на своих детей в процессе взаимодействия с ними, учитывать особенности их личности, соблюдать меру в применении воспитательных воздействий, сопереживать и сочувствовать своим детям.

Далее нами был проведен сравнительный анализ взаимосвязей показателей педагогических способностей со свойствами личностного уровня индивидуальности родителей сиблингов. В первой выборке выявлено 11 исследуемых взаимосвязей, в т.ч. 5 прямых и 6 обратных. Во второй выборке, соответственно, выявлено 8 взаимосвязей, в т.ч. 3 прямых и 5 обратных. Общими для обеих групп родителей являются попарные корреляции между показателями организаторских склонностей и замкнутостиобщительности (фактор «-А» по Кеттеллу), педагогического такта и конформизма-нонконформизма (фактор «Q2»). Данные связи указывают на наличие в структуре индивидуальности испытуемых стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом, и частично характеризуют родителей сиблингов как способных к биполярным проявлениям. Например, они могут демонстрировать организаторские склонности или безучастность. В то же время им свойственны чувство меры, способность принять и понять своего ребенка, встать на его место, сопряженные с такими свойствами личности, как потребность в совместной деятельности, ориентация на социальное одобрение.

Все остальные взаимосвязи специфичные. В выборке матерей сиблингов таких корреляций 8 (по 4 прямых и обратных), а в выборке отцов - 5 (1 прямая, 4 обратные). Преобладание во второй выборке отрицательных корреляций указывает на большую выраженность у отцов механизмов компенсации. Например, недостаточный уровень развития педагогического такта и эмпатии компенсируется у них эмоциональной зрелостью, выдержанностью, смелостью и наоборот. Интересно, что в данной выборке в качестве «ядерного» показателя педагогических способностей выступает «педагогический такт» (3 связи), а в выборке матерей  - «потребность  в достижении» (5 связей). Можно предположить, что женщины в большей степени неудовлетворенны достигнутым и обладают более высоким уровнем притязаний, чем мужчины. И эта особенность отрицательно коррелирует с такими свойствами личности, как терпимость, уживчивость, зависимость. В то же время в выборке отцов сиблингов показатель потребности в достижении имеет 1 прямую взаимосвязь с показателем уверенности в себе - тревожности (фактор «О»). Вероятно, чем выше у данных испытуемых мотивация к достижению, тем более они депрессивны.

В целом педагогические способности матерей сиблингов сопряжены с такими свойствами личностного уровня индивидуальности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), подверженность чувствам - высокая нормативность поведения (фактор «G»), жесткость - чувствительность (фактор «-I»), доверчивость - подозрительность (фактор «-L»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор «Q3»). Ядерным со сторо‑ны свойств личности можно считать показатель доверчивость - подозрительность.

Соответственно, педагогические способности отцов сиблингов сопряжены с такими свойствами их личности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (фактор «-С»), робость - смелость (фактор «-Н»), уверенность в себе - тревожность (фактор «О»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»).

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

 

Семейное воспитание, безусловно, является педагогической деятельностью, а родители - первыми учителями ребенка. Они стремятся дать свои детям первоначальное образование, но при этом не претендуют на высокий профессионализм в данной сфере. Родительское воспитание не предусматривает опору на программы, научные психолого-педагогические теории. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей кроется в естественности, непреднамеренности данного процесса, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий и поступков родителей. Детерминантами педагогической деятельности родителей выступают и особые отношения взрослых с детьми, основанные на кровной близости.

На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияют многие факторы, в т.ч. сформированность у них отцовской и материнской позиции, направленность личности и т.д. Без специального обучения стать педагогом-родителем очень трудно. Для определения направлений получения педагогических знаний, помогающих родителям без ошибок заниматься воспитанием детей в семье, требуются данные об имеющемся у них уровне развития педагогических способностей.

Целью нашего исследования являлось изучение  педагогических  способностей  родителей сиблингов и особенностей их взаимосвязи со свойствами личностного уровня индивидуальности испытуемых. В сформированные нами выборки вошли 30 супружеских пар, имеющих двоих детей подросткового возраста (соответственно, первая выборка - 30 женщин, вторая выборка - 30 мужчин). Основу диагностического комплекса составили методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), педагогического такта (М. И. Станкин), эмпатии (A Mehrabian, N Epstein), потребности в дости‑жении (Ю. М. Орлов), свойств личностного уровня индивидуальности (Р. Кеттелл, 16PF, № 105). Полученные данные были обработаны с помо

щью методов математической статистики (корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ - метод главных компонент, t-критерий Стьюдента).

Получены интересные факты. Например, в выявленном нами симптомокомплексе педагогических способностей родителей сиблингов имеют место только общие корреляции. При этом они разделились на два блока: в первом представлены взаимосвязи показателей коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - взаимосвязи показателей эмпатии и педагогического такта. Полученные данные указывают на наличие в структуре педагогических способностей родителей стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом. При этом, обозначенная подструктура включает в себя блок компонентов, характеризующих испытуемых как способных устанавливать деловые, дружеские контакты, влиять на людей, проявлять  инициативу,  настойчиво  двигаться к поставленной цели, не останавливаться на достигнутом и блок компонентов, характеризующих родителей как способных тактично, педагогически целесообразно влиять на своих детей в процессе взаимодействия с ними, учитывать особенности их личности, соблюдать меру в применении воспитательных воздействий, сопереживать и сочувствовать своим детям.

Далее нами был проведен сравнительный анализ взаимосвязей показателей педагогических способностей со свойствами личностного уровня индивидуальности родителей сиблингов. В первой выборке выявлено 11 исследуемых взаимосвязей, в т.ч. 5 прямых и 6 обратных. Во второй выборке, соответственно, выявлено

8 взаимосвязей, в т.ч. 3 прямых и 5 обратных. Общими для обеих групп родителей являются попарные корреляции между показателями организаторских склонностей и замкнутостиобщительности (фактор «-А» по Кеттеллу), педагогического такта и конформизма-нонконформизма (фактор «Q2»). Данные связи указывают на наличие в структуре индивидуальности испытуемых стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом, и частично характеризуют родителей сиблингов как способных к биполярным проявлениям. Например, они могут демонстрировать организаторские склонности или безучастность. В то же время им свойственны чувство меры, способность принять и понять своего ребенка, встать на его

место, сопряженные с такими свойствами личности, как потребность в совместной деятельности, ориентация на социальное одобрение.

Все остальные взаимосвязи специфичные. В выборке матерей сиблингов таких корреляций 8 (по 4 прямых и обратных), а в выборке отцов - 5 (1 прямая, 4 обратные). Преобладание во второй выборке отрицательных корреляций указывает на большую выраженность у отцов механизмов компенсации. Например, недостаточный уровень развития педагогического такта и эмпатии компенсируется у них эмоциональной зрелостью, выдержанностью, смелостью и наоборот. Интересно, что в данной выборке в качестве «ядерного» показателя педагогических  способностей  выступает

«педагогический такт» (3 связи), а в выборке матерей  - «потребность  в достижении» (5 связей). Можно предположить, что женщины в большей степени неудовлетворенны достигнутым и обладают более высоким уровнем притязаний, чем мужчины. И эта особенность отрицательно коррелирует с такими свойствами личности, как терпимость, уживчивость, зависимость. В то же время в выборке отцов сиблингов показатель потребности в достижении имеет 1 прямую взаимосвязь с показателем уверенности в себе - тревожности (фактор

«О»). Вероятно, чем выше у данных испытуемых мотивация к достижению, тем более они депрессивны.

В целом педагогические способности матерей сиблингов сопряжены с такими свойствами личностного уровня индивидуальности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), подверженность чувствам - высокая нормативность поведения (фактор «G»), жесткость - чувствительность (фактор «-I»), доверчивость - подозрительность (фактор «-L»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор «Q3»). Ядерным со сторо‑ны свойств личности можно считать показатель доверчивость - подозрительность.

Соответственно, педагогические способности отцов сиблингов сопряжены с такими свойствами их личности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (фактор «-С»), робость - смелость (фактор «-Н»), уверенность в себе - тревожность (фактор «О»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»).

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

  1. Структура  педагогических  способностей родителей сиблингов имеет общие компоненты и состоит из двух блоков. В первом объединились показатели коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - эмпатии и педагогического такта. Данный факт указывает на отсутствие у испытуемых целостного симптомокомплекса педагогических способностей.
  2. «Ядерным показателем структуры педагогических способностей матерей сиблингов является показатель «потребность в достижении», отцов - «педагогический такт».
  3. В выборке отцов сиблингов в большей степени, чем в выборке матерей, выражены механизмы взаимной компенсации между показателями педагогических способностей и свойств личности.

Работа выполнена при финансовой поддержкеРГНФ,грант08-06-82610а / У