хронический стресс существенно модулирует деятельность ГГАО и ГГТО, что может иметь серьезные последствия для функционирования щитовидной железы, нарушение которого носит свой вклад в развитие различных изменений в организме, включая развитие эндогенной депрессии (K Kondo et al, 1997; N Kioukia-Fougia et al., 2000; Y Pan et al., 2007).
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния мягкого хронического стрес‑са на структуру щитовидной железы в возрастном аспекте.
В исследовании были использованы крысы породы Sprague-Dawley в возрасте 21 и 30 дней, по 16 особей в каждой возрастной группе с общим количеством 32 животных. Каждая возрастная группа делилась на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную, по 8 особей на подгруппу. Экспериментальные животные испытывали мягкий хронический стресс «избегания воды» в модели J Santos et al., 2000; контрольные особи содержались в обычных виварных условиях вне контакта с экспериментальными животными. Продолжительность эксперимента составила 7 дней с ежедневными 5-часовыми стрессовыми сессиями (A Bartolomucci et al., 2000).
Через 1 час после окончания эксперимента животные взвешивались, забивались под анестезией, у них производился забор и взвешивание щитовидной железы, надпочечников, тимуса, а также осмотр слизистой желудка (для оценки стресс-ассоциированных изменений). Серийные гистологические срезы щитовидной железы толщиной 3 мкм окрашивали гематоксилином-эозином, иммуногистохимически на тироглобулин и кальцитонин с последующей компьютерной обработкой изображения гистологических срезов с применением имидж-анализа. Количественный анализ распространялся на высоту фолликулярного эпителия, диаметр фолликулов, удельную площадь фолликулов, фолликулярного эпителия и коллоида с последующим вычислением индекса активации, а также удельную площадь тироглобулини кальцитонин-иммунореактивных клеток. Данные замеров в программном режиме обрабатывались статистически в программе Excel.
Как показало проведенное исследование, у экспериментальных животных обеих возрастных подгрупп отмечались стресс-ассоциированные признаки триады Селье (гипертрофия надпочечников, гипотрофия тимуса, точечные кровоизлияния на слизистой оболочке желудка), которые были несколько сильнее выражены в 21-дневной подгруппе.
В щитовидной железе экспериментальных животных после стресса отмечались разрастание соединительнотканной стромы, значительная гетерогенность размеров фолликулов: от мелких до крупных, с преобладанием мелких фолликулов с кубическим или низкопризматическим эпителием, изредко наблюдались апикальные выбухания тироцитов в просвет фолликулов. В крупных фолликулах наблюдалось уплощение эпителиальной выстилки, но доля таких фолликулов была невелика. Количество и размеры резорбционных вакуолей в тироцитах также значительно варьировали от фолликула к фолликулу, коллоид в большинстве из них сохранял светлую окраску. Таким образом, на качественном уровне выявить возрастные особенности отмеченных сдвигов было затруднительно из-за чрезвычайной гетерогенности изменений в паренхиме щитовидной железы при стрессе.
Морфометрический анализ показал увеличение наружного и внутреннего диаметра фолликулов при стрессе, снижение высоты фолликулярного эпителия и уменьшение индекса активации, а также уменьшение удельной площади иммунореактивных клеток при окраске на тироглобулин в щитовидной железе экспериментальных животных младшей возрастной группы (p <0,05). Иная картина отмечалась при этом в старшей возрастной группе: снижение наружного диаметра фолликулов (p<0,05) и тенденция к увеличению высоты тироцитов, индекса активации и удельной площади тироглобулин-иммунореактивных клеток с уменьшением удельной площади кальцитониноцитов, которое практически не изменялось в младшей возрастной группе.
Таким образом, мягкий хронический стресс оказывает разнонаправленное влияние на морфологию щитовидной железы в зависимости от исходного возраста экспериментальных животных: угнетающее действие в период перехода на самостоятельное питание и активирующее - на более позднем этапе раннего постнатального онтогенеза, что демонстрирует динамику стресс-ассоциированных приспособительных возможностей в растущем организме.