Категория личностного выбора является необходимой в понятийном аппарате описания личности в экзистенциально-гуманистической психологии вследствие базирования последней на следующих предположениях, являющихся основными постулатами философии экзистенциализма.
Во-первых, это идея о том, что существование предшествует сущности. Существование человека подразумевает его телеологическое, продолжительное во времени становление и развитие в процессе постоянного переопределения себя через выбор. Сущность же, как завершенный статичный образ, является следствием процесса существования. Во-вторых, человек является субъектом в мире объектов, и неотделим от них. Это значит, что нет возможности рассматривать личность вне системы её отношений с объектным миром. Объекты же предстают перед человеком в виде трех сосуществующих ипостасей: структуры отношений с окружающей средой (объектами природы и культуры), отношений с другими людьми-субъектами (как объектами социального мира) и структуры отношений с собой (как с объектом внутреннего мира). Сама же идея отношений предполагает необходимость ориентировки в объектах через предпочтение одного способа отношений другому, т. е. осуществление выбора. В-третьих, универсальным свойством человеческой натуры является поиск смысла жизни и ответов на базовые вопросы существования, такие как «кто я?», «где я?», «зачем я?» и т. п., что также с необходимостью предполагает осуществление выбора, как акта самоопределения. В-четвертых, человек представляет собой то, что он делает. Т. е. личность неотделима от деятельности, целенаправленность которой с необходимостью предваряется выбором единичного, конкретного из поля возможного и абстрактного, а результаты деятельности оборачиваются личной ответственностью за совершаемый выбор. И наконец, экзистенциалисты отвергают принцип объяснения (интерпретации) явлений, лежащий в основе любого теоретического знания. Это означает, что мир может быть понят только с точки зрения взаимодействующего с ним на основании прямого переживания его реалий субъекта.
С экзсистенциально-гуманистическим пониманием личности, так или иначе, ассоциированы труды Эриха Фромма, Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Гордона Олпорта, Карла Роджерса, Виктора Франкла, Ролло Мэя и др. Рассмотрев представление о личностном выборе с точки зрения экзистенциально-гуманистически ориентированных концепций личности, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, реализация способности осуществлять выбор является важнейшим способом развития личности в зрелом возрасте, а значит, активность личности по совершению выбора является критерием её зрелости. В этой связи, развитие личности представляет собой процесс постоянного переопределения себя через выбор. Личность рассматривается экзистенциалистами как факультативное существо, существующее как своя собственная возможность, в пользу или против которой он может принять решение.
Во-вторых, человеку свойственно испытывать необходимость в совершении выбора, что является репрезентантом метамотивации стремления к максимальному раскрытию и развитию своих способностей в процессе самоактуализации. Так как необходимость осуществления выбора - неотъемлемая характеристика природы личности, попытка избежать совершение выбора приводит к фрустрации метапотребностей и появлению специфических личностных дисфункций, названных А. Маслоу метапатологиями.
В-третьих, основным препятствием для совершения выбора является страх перед новым и неизвестным, что равнозначно страху человека положиться на собственные ресурсы и способности в процессе реализации выбора, от которых зависит качество исхода, что, в свою очередь равнозначно страху перед ответственностью. Психологически, страх ответственности отражает взаимосвязь уровня тревожности со степенью неопределённости, диффузности самоидентичности, формулируемый экзистенциалистами как «головокружение от свободы» (понятие С. Кьеркегора, описывающее специфическую тревогу, возникающую в ситуации осознания большого количества возможностей для выбора).
В-четвертых, осуществление и реализация выбора возможны благодаря «силе личности» или «упрямству духа». «Упрямство духа» проявляет себя через способности личности к «самодистанцированию» (способность к созданию некоторой дистанции по отношению к себе и своим чувствам, благодаря чему становится реальным некоторое обращение с самим собой) и «самотрансценденции» (способность прорываться к другому и другим, т. е. выходить за пределы своей личности в сферу социального и духовного, обретая тем самым смысл существования), которые дают возможность человеку противопоставить свой выбор объективным и субъективным условиям существования, судьбе как характеристике настоящего момента, объективной «данности» внутреннего и внешнего мира, что ставит сознательность и осмысленность выше ситуационной вынужденности и инстинктивной предопределённости.
В-пятых, качество и смысл выбора зависят от того, как и в какой мере человек осмысляет несоответствие между тем, что он говорит и делает, тем, что он чувствует и тем, что о себе знает, отражаемых в несоответствии между образами «я-реального», «я-идеального», и «ясоциального», а также в формировании устойчивого «ложного образа я» (понятия К. Роджерса, который определял различные «я-образы», как цельные гештальты, представления о себе, формирующегося и трансформирующегося в результате осознания человеком своего реального поведения, понимания наиболее желаемых для себя ценностей и способов взаимоотношений с собой и с окружающими людьми, а также структуры представлений и ожиданий от себя со стороны других людей).
В-шестых, личностный выбор рассматривается как смысловой и всегда направленный на принятие или избегания ответственности, т. е. конкретного и объективного содержания своей судьбы. В этом случае, ответственность - это есть выбранная цель активности и все, определенные этой целью изменения жизненного статуса личности.
В-седьмых, понятие личностного выбора категориально неотделимо от понятия интенциональности - первичной смыслообразующей направленности сознания на конкретный предмет, и связанного с этим понятием представления о временной организации системы личностных смыслов. Так смысловая глубина, временная направленность и дальность, а также созидающий потенциал личностного выбора определяются особенностями взаимодействия смыслового содержания трех временных модусов (субъективного прошлого, настоящего и будущего), что и раскрыто в понятии интенциональности.
Таким образом, в рамках экзистенциальногуманистической психологии категория личностного выбора представлена как личностнообразующее и личностноструктурирующее явление, связующее «свободу духа» с предопределённостью биологической и психофизиологической природы в конкретный, интенциональный и целенаправленный процесс жизнедеятельности.