Результаты анализа экспериментальных данных показали, что существуют некоторые различия по показателям, характеризующим интеллектуальные, личностные особенности подростков и специфику родительского отношения к детям из различных по размеру семей.
Например, обнаружены отличия по показателю интеллекта (фактор «В» по Кэттеллу). Подростки из однодетных и двухдетных семей интеллектуально более развиты по сравнению с детьми из многодетных семей. Наиболее низкие средние значения интеллекта имеют дети, воспитывающиеся в больших семьях. Данный факт согласуются с аналогичными исследованиями Т. А. Думитрашку, Т. Н. Трефиловой, А. Анастази, Л. Белмонта, М. Стофера и других. Наиболее убедительное объяснение данному факту дает теория Р. Зайонца о снижении интеллектуального содержания семейной среды в многодетных семьях - чем больше детей рождается в семье, тем ниже ее интеллектуальный потенциал.
Различия по личностным качествам проявились следующим образом. Подростки из двухдетных семей более коммуникабельны, у них выше готовность к сотрудничеству с другими людьми, а испытуемые из многодетных семей являются менее общительными («А»). Известно, что дети из многодетных семей стремятся, прежде всего, к общению с близкими членами своей семьи, а единственным детям в условиях однодетности недостает опыта общения и сотрудничества. Двухдетная семья снимает эти ограничения, что позволяет школьникам более открыто взаимодействовать с окружающим социальным миром.
Подросткам из многодетных семей свойственна более высокая нормативность поведения - дисциплинированность, ответственность,руководство чувством долга («G»). Энергичность, активность, беспечность характерна всем испытуемым, но у «многодетных» в большей степени, чем у школьников из однодетных и двухдетных семей, перечисленные качества дополняются сдержанностью, рассудительностью и осторожностью («F»).
Единственные дети, в отличие от подростков из двухдетных семей, более уверены в себе и безмятежны («О»), а школьники в двухдетных семьях, по сравнению с единственными детьми, имеют более выраженную тенденцию к самоконтролю и ориентации на социальные требования («Q »).
Размер семьи детерминирует и характер взаимоотношений подростков. Так наиболее высокий социометрический статус в группе сверстников имеют школьники из однодетных и двухдетных семей, а статус детей из многодетных семей несколько ниже. Ориентация на отношения с сиблингами внутри семьи и недостаток близкого общения с другими детьми, вероятно, снижает качество взаимодействия с одноклассниками.
Родители принимают детей во всех семьях, независимо от ее размера. Но все же, в многодетных семьях родители демонстрируют большее принятие детей по сравнению с однодетными и двухдетными семьями. Родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель доверяет ребенку, одобряет его интересы и планы. В целом подростки воспринимают семейную среду как благоприятную. Но дети из однодетных и двухдетных семей характеризуют семейную ситуацию как более конфликтную. Они острее испытывают чувство неполноценности в семье по сравнению с подростками из многодетных семей.
Данные факты могут являться показателем большего проявления безусловной любви, снижения неадекватно высоких ожиданий и требований к ребенку в больших семьях.
Полученные результаты подтверждают значимость размера семьи как фактора, определяющего своеобразие индивидуальности подростков, и позволяют более эффективно осуществлять развитие и социализацию детей.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а / У