Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности на занятиях по химии в Ростовском Базовом Медицинском Колледже (РБМК) начинается с первых дней обучения - на втором курсе. Занятия-конференции, «ковер идей», научные дебаты, составление кроссвордов, словарей - все это способствует развитию навыков работы с литературой, в интернете, что является основой научной деятельности. Работа же преподавателей с малыми группами позволяет выявить лидеров, умеющих организовывать выставку рефератов, вечера докладов, предметные конференции. Если лидер обладает необходимыми знаниями, ему предлагается и педагогическая практика: дается возможность проводить семинарские занятия по химии, составлять ситуационные задачи, корректируемые преподавателем. Все это способствует развитию индивидуума, и на третьем курсе мы уже имеем научный потенциал, который привлекается к выполнению научнопрактических работ в кружковой работе. При организации этой работы необходимо:
- Наличие проблемы, имеющей практическую и (или) теоретическую значимость;
- Самостоятельная деятельность студентов при составлении литературного обзора по данной теме и при работе в интернете;
- Использование исследовательских методов:
- а) определение проблемы и вытекающих из нее задач;
- б) выдвижение гипотез;
- в) сбор и анализ данных, полученных в результате эксперимента;
- г) обсуждение способов предъявляемых результатов;
- д) подведение итогов.
Роль преподавателя и студента в организации научно-практической работы по-этапно наглядно приводится в таблице 1.
По вышеприведенному в таблице 1 алгоритму организации метода научно-исследовательского проекта преподаватели химии РБМК шестой год проводят кружковую работу, результатом которой является участие студентов в научных конференциях молодых ученых, организованных Ростовским Государственным Медицинским Университетом. Наиболее интересные доклады, представленные на конференциях разных лет являются:
1. Ст. 3 к. отд. «Фармация» В. Гаркушов, А. Ковалев, ст. 4 к. К. Егоров, ГОУ РБМК [дир. - к. м. н. Р. Ф. Морозова} н. рук. - преп. Адамян В. Л., Л. В. Сидоренко. Производственный синтез лекарственных препаратов и их фармакопейный анализ. 58 Итоговая научная конференция молодых ученых. Аннотации докладов и материалов Дня науки РостГМУ.: Изд-во РостГМУ, 2004, с.124.
2. Ст. 4 к. отд. «Фармация» Бадранова О., Рыбак А., Белим Н. ст.3 к. отд. «Фармация» Приказчик В., Берехчиян Х., ГОУ РБМК [дир. - к. м. н. Р. Ф. Морозова} н. рук. - Грушко Т. В., Сидоренко Л. В., к. т. н.. В, Л. Адамян. Современное поколение выбирает пепси?!! 60 Итоговая научная конференция молодых ученых. Аннотации докладов и материалов Дня науки РостГМУ.: Изд-во РостГМУ,2006, с.166.
3. Ст. 4 к. отд. фармац. Дмитриенко О., Читахян К., Солонченко К., Ростовский базовый МК {дир. - засл. вр. РФ, к. м. н. Р. Ф. Морозова}, н. рук. - к. т. н Адамян В. Л., Грушко Т. В., Сидоренко Л. В. Вода - носитель информации в волновой генетике. 62 Итоговая научная конференция молодых ученых. Аннотации докладов и материалов Дня науки РостГМУ.: Изд-во РостГМУ,2008, с. 47.
4. Ст. 4 к. отд. фармации, лауреат губернаторской премии Евтушенко С., Пластовец А., Ростовский базовый МК {дир. - засл. вр. РФ, к. м. н. Р. Ф. Морозова}, н. рук. - к. т. н Адамян В. Л., Сидоренко Л. В., Грушко Т. В. Искусственные продукты питания. Получение черной икры.. Аннотации докладов и материалов Дня науки РостГМУ.: Изд-во РостГМУ,2009,
Табл. 1. Роль преподавателя и студента в организации научно-практической работы
Преподаватель |
Студент |
I этап. Погружение в проект Формулирует проблему или сюжетную ситуацию. II этап. Организация деятельности. Прелагает организовывать группы.
III этап. Осуществление деятельности. Не участвует, но консультирует, ненавязчиво контролирует, дает новые задания, когда в этом возникает необходимость. IV этап. Презентация результатов. Принимает отчет, обобщает и резюмирует результаты, оценивает умение общаться, работать в группе на общий результат, обосновывать свое мнение, проявлять толерантность. |
Осуществляет личностное присвоение проблемы и вживания в ситуацию, уточнения и конкретизация целей и задач.
Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы, выбор формы и способов презентации.
Работает самостоятельно, подготавливая презентацию.
Демонстрирует понимание проблемы, найденный способ решения проблемы, проводит рефлексию деятельности и результатов, дает взаимооценку работы группы. |
Научно-исследовательская работа направлена на реализацию следующих задач:
- Образовательные задачи: углубленное изучение химии через решение задач по синтезу полупродуктов для лекарственных субстанций; формирование у студентов аналитического и критического мышления, навыков исследовательской деятельности; развитие мотивации к осмысленному подходу при изучении учебного материала; ознакомление с методикой проведения эксперимента
- Развивающие задачи: удовлетворение потребности студента в самообразовании; формирование механизма самоопределения, самореализации на основе индивидуальных способностей; развитие творческих способностей; развитие целеустремленности к системности в деятельности студента.
- Воспитательные задачи: формирование ценностной ориентации на познание, престиж знаний; содействие в профессиональной ориентации студента; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры студента.
Нами, преподавателями химии, прослеживается дальнейший путь развития наших питомцев.
Из вышеприведенного списка 11 студентов - авторов статей9 студентов по окончании колледжа стали студентами медицинских и фармацевтических академий в разных регионах России, в которых обучаются по сегодняшний день. За их творческой судьбой мы продолжаем следить...