Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Переход российского образования к реализации принципов Болонского соглашения актуализирует обращение к проблеме профессиональных компетенций студенчества. Исследователи-социологи (В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева) рассматривают возможность выбора профессии как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции её в общество. Для современного российского общества с экономикой переходного типа актуальной является модель прагматического выживания, в основе которой такие принципы как самоактуализация (личностное самосовершенствование), саморегуляция(управление своими поступками), самосознание (рефлексия), самообладание(способность действовать разумно и взвешенно в сложных ситуациях) и самоопределение (самостоятельный выбор своего жизненного пути, целей, ценностей, будущей профессии и условий жизни) [1].

Извечным является вопрос о том, готовит ли средняя школа своих выпускников к осознанному профессиональному выбору. В решении данной проблемы выделяются два подхода. Диагностический подход сводит выбор профессии к определению профессиональной пригодности на основе тестирования и сопоставления полученных результатов с требованиями конкретной профессии. Молодые люди в данном случае являются лишь объектом исследования, им отводится сугубо пассивная роль. Другой подход - воспитательный- ставит целью подготовить молодых людей к будущей профессиональной деятельности, приоритетным становится их личностное и профессиональное самоопределение. Несомненно, успех дальнейшего среднего и высшего профессионального образования и самореализации в профессии зависит от качества школьного обучения.

Актуальность исследования проблем профессиональной ориентации студенческой молодежи возрастает в настоящий момент в связи с переходом к рыночной экономической системе.

Прежде всего, необходимо отметить ряд негативных явлений на современном рынке труда, затрудняющих процесс профессиональной ориентации молодежи. Во-первых, слабая ориентация молодежи в ситуации на данном рынке из-за высокой динамики процессов спроса и предложения на специалистов различных профессий. Во-вторых, характерная для молодежи стратегия ориентации на частный сектор экономики, где выпускникам вузов, в большинстве случаев, предоставляется работа, не соответствующая полученной ими специальности. В-третьих, растущая диспропорция между количеством выпускников по специальностям, связанным с экономикой, менеджментом, юриспруденцией и спросом на них рынка труда, что порождает необходимость профессионально переориентироваться при выходе на рынок труда.

Обращаясь к аксиологической составляющей проблемы, отметим, что существенные изменения происходят в ценностно-мотивационной сфере сознания молодежи. Ценности образования и труда превращаются в инструментальные, то есть служащие средством для достижения иных целей, в первую очередь, материального достатка. Меняются также потребности и жизненные планы молодежи. Возрастает число школьников и студентов, руководствующихся при выборе специальности и вуза прагматическими целями. Падает уровень учебно-познавательной активности, стремление к реализации личностного потенциала, то есть увеличиваются масштабы профессиональной дезориентации. Также характерна смена представлений об образовании как способе получения профессии. Высшее образование представляет собой скорее предпосылку для дальнейшей профессиональной ориентации.

Тем не менее, у молодежи начинает повышаться уровень психологической адаптации к реалиям рынка труда. Формируются новые стратегии трудоустройства, связанные в основном с переориентацией на востребованные профессии.

Профессиональная ориентация как процесс выбора индивидом своего дальнейшего жизненного пути опирается на систему его ценностных ориентаций. Для профессиональной ориентации студентов наиболее важны ориентации личности на труд и получение соответствующего профессионального образования. В настоящее время эти две ориентации находятся в неразрывной связи друг с другом и обусловливают для индивида ценность труда и через него ценность профессии и соответствующего профессионального образования. Ценности труда и образования являются стержневыми в современном обществе и определяют многие аспекты социальной активности индивида. Они являются ориентиром в выборе жизненного пути, основанием для оценки и избрания той или иной жизненной стратегии, адаптации к меняющимся социальным условиям, фундаментом трудовой мотивации. Отношение к образованию, мотивы поступления в вуз, представления об идеальной работе, основания выбора профессии и требования к будущей работе - все это важные вопросы, заслуживающие самого  внимательного  рассмотрения.  Именно в молодежной среде идет процесс формирования новой трудовой идеологии. Ценности, складывающиеся в молодежном сознании сегодня, совсем скоро будут реализованы в реальной жизненной практике, и от того, каковы они, зависят будущие характеристики всего общества.

Профессиональная ориентация студентов характеризуется иной целью, в качестве которой выступает овладение необходимым объемом профессиональных знаний, подразумевающее последующий выход на рынок труда в качестве квалифицированной рабочей силы. На данном этапе на субъекта профориентации больше воздействуют факторы макросреды. Приоритетная роль среди них принадлежит рынку труда. Необходимым же условием профессиональной ориентации студентов является адаптация к специфической профориентационной среде, которую предоставляет вуз. Проблема адаптации является комплексной и состоит из проблем адаптации вчерашнего выпускника школы к новым условиям обучения, выбора специальности и места работы выпускниками высшего учебного заведения.

Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире. Важно, чтобы предпосылки для этого были заложены еще в юношеском возрасте в процессе получения профессионального образования.

Проверить, насколько эффективно проходит процесс профессионализации студентов Уральского технического института связи и информатики позволяет социологическое исследование, проведенное доцентом кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин УрТИСИ кандидатом социологических наук Калугиной Д. А. [2].

Анализ  особенностей  профессионализации и профессиональной адаптации студентов, обучающихся в УрТИСИ по программам высшего профессионального образования, позволил определить мотивы поступления студентов в вуз; динамику и направленность профессионализации в ходе обучения в институте; осведомленность студентов о своей будущей профессиональной деятельности; ценности и жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью; перспективы востребованности второго высшего образования и послевузовской подготовки в УрТИСИ. Опрашивались студенты 15 учебных групп очной формы обучения с 1 по 5 курс. Объем генеральной совокупности составил 1200 человек.

Как показало исследование, основным мотивом для поступления в УрТИСИ является желание получить высшее образование по вполне конкретной профессии. Особенно это касается студентов технических специальностей, в связи с уникальностью для нашего города и области подготовки по данным направлениям. У студентов экономических специальностей преобладает желание получить высшее образование, а у студентов технических специальностей - интерес к выбранной профессии. Не последнюю роль здесь играют советы родителей, что косвенно подтверждает достаточно высокий процент ориентации студентов на престижность учебного заведения. Отрадно, что такие второстепенные показатели, как территориальное расположение вуза, ориентация на друзей, возможность «откосить» от армии или использовать учебу в УрТИСИ как ступень для дальнейшей профессиональной ориентации, занимают очень незначительные позиции.

В проведенном исследовании был использован факторный подход к изучению профессиональной ориентации студентов. Среди факторов микросреды наибольшее влияние на профориентацию оказывают советы и мнение родителей, которые ориентируются, в свою очередь, на средства массовой информации и состояние рынка труда. Советы преподавателей и мнение друзей не оказали существенного влияния на профессиональный выбор наших респондентов. Содержанием профориентации студентов служит выбор будущей профессии на основе получаемого высшего образования, а необходимым условием ее успешности становится адаптация к той специфической профориентационной среде, предоставляемой высшим учебным заведением, которая формируется под влиянием взаимодействующих между собой рынков труда и образовательных услуг.

Как показало исследование Калугиной Д. А., профориентационная среда УрТИСИ является благоприятной. Вуз создает образовательное пространство и адаптационную среду для молодежи, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры, предоставляет доступные и востребованные образовательные услуги. Условия, предоставляемые УрТИСИ, удовлетворяют потребностям студентов. Динамика профессионализации положительна. Об этом свидетельствуют такие показатели как уверенность в  выборе  профессии,  рост  осведомленности об основных показателях, связанных с будущей профессиональной деятельностью, стремление связать будущее повышение квалификации с выбранной специальностью. Профессиональный выбор студентов УрТИСИ является осознанным. Респонденты справедливо полагают, что специальности, даваемые УрТИСИ, пользуются спросом на рынке труда, престижны в обществе. Исследование подтвердило общую тенденцию подхода молодежи к образованию как инструменту для достижения материального достатка, устойчивых социальных позиций.

В то же время социологи отмечают, что у современной молодежи высшее образование представляет собой лишь предпосылку для дальнейшей профессиональной ориентации, падает уровень учебно-познавательной активности, стремление к реализации личностного потенциала, то есть увеличиваются масштабы профессиональной дезориентации. Феномен профессиональной дезориентации студенческой молодежи определяется как нереализованная профориентация и затруднения процесса адаптации студентов к условиям рынка труда и проявляется как разочарование в выбранной специальности и укрепление желания части студенческой молодежи к смене профессии еще до окончания учебного заведения. Относительно студентов УрТИСИ подобных тенденций не отмечено. Как уже отмечалось выше, они уверены в своем профессиональном выборе и планируют продолжить обучение по своей или близкой специальности с целью более глубокого усвоения профессиональных знаний и дальнейшего карьерного роста. Большинство из них для этого выбрали бы родной вуз. Отрадно заметить, также, что студенты УрТИСИ хотят более полно проявить себя в творчестве, в научной деятельности, получить дополнительные знания, им хочется, чтобы их достижения отметили, что говорит о наличии учебно-познавательной активности.

Жизненные стратегии студентов тесно связаны с выбором профессионального и жизненного пути, а также своего социального статуса. С учетом специфических особенностей, связанных с реализацией того или иного профессионального выбора, были выявлены следующие группы стратегий: деятельностные, которые связаны с выбором вида деятельности по окончании вуза (продолжение образования, работа в государственном или частном секторе экономики); базово-образовательные, ориентированные на деятельность, основанную на базовом профе ссиональном образовании или без опоры на него; «карьерно-статусные», предполагающие профессиональный рост в качестве высококвалифицированных специалистов, руководителей в рамках своей профессии или в предпринимательской деятельности.

Таким образом, управление процессом профессионального самоопределения студенческой молодежи зависит, с одной стороны, от объективных экономических процессов, а с другой стороны - от характера принимаемых нормативно-правовых актов и проводимой молодежной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Выборнова В. В., Дунаева Е. А. Актуализа‑ция проблем профессионального самоопределения молодежи/ /Социологические исследования, 2006. № 10. С. 99-105
  2. Калугина Д. А. Профессиональная ориентация и профессионализация студентов УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ». Результаты социологического исследования. Отчет о НИР. Екатеринбург, 2007.