В развитых странах гипертоническая болезнь (ГБ) является одной из наиболее распространенных патологий, составляющих содержание сердечно-сосудистого континуума (ССК). Несмотря на огромное количество препаратов и их групп, применяемых для лечения артериальной гипертензии (АГ), проблема стабилизации АД и эффективного контроля болезни стоит в кардиологии на одном из первых мест. Осложнения ГБ и гипертонических кризов (ГК) в виде инфарктов, инсультов, острой и хронической сердечной недостаточности, в совокупности своей, являются главными причинами смертности и инвалидизации населения развитых стран. В этой связи особую актуальность приобретает разработка методов профилактики обострений АГ.
Одним из разделов хрономедицины является хронопрофилактика (Комаров, Рапопорт, 2000). В этом ключе определенный интерес представляет цикличность проявления (хронофеноменология) патологии человека, в частности, хронофеноменология ГК. В то же время давно не секрет, что все физиологические функции в организме человека подчиняются циклическим закономерностям, особенно наглядным в этом аспекте выступает суточный периодизм (Комаров, 1966). Описаны биоритмы АД и работы сердца в нормальных условиях, а также их нарушения при развитии сердечно-сосудистой патологии (Заславская, 1979).
Вместе с тем известно, что индивидуальная структура биоритмов человеческого организма тесно связана с климатогеографическими особенностями той местности, где человек родился и где прожил большую часть своей жизни. В этой связи представляет особый интерес цикличность проявления патологии человека в условиях Северного Кавказа, в частности, на территории Ставропольского края. Следует сказать, что число работ подобной направленности и масштаба в доступных источниках информации весьма невелико, они носят разрозненный и нередко противоречивый характер, а в рамках нашего региона вообще не проводились.
Целью исследования являлось выявление циклических закономерностей во внутрисуточной и внутригодовой динамике обострений ГБ и вегетативно-сосудистой дисфункции (ВСД).
Материалом для исследования служили карты вызовов (около 30 000) отделения скорой медицинской помощи Шпаковской ЦРБ Ставропольского края за 2009 год. С учетом времени появления симптомов заболевания производилось распределение частоты возникновения случаев ГК и обострения ВСД внутри суток и внутри года (в зависимости от времени года и лунного цикла).
Большая часть случаев ГК (56 %) приходится на вторую половину суток, что говорит об усилении активности стресс-реализующей системы и ослаблении стресс-лимитирующей во второй половине суток. Наибольшее число ГК отмечено с 7 до 11 и с 19 до 22 часов. При этом более выражена вечерняя акрофаза (максимум). Утренний пик ГК может быть связан как с социально-психологическими факторами (начало рабочего дня), так и с фармакокинетикой антигипертензивных средств (при обычной терапии утром их концентрация в крови минимальна), а также с особенностями внутрисуточной динамики регуляции АД. Вероятно также (скорее, очевидно), что вечером, когда больные находятся у себя дома, у них есть больше возможностей купировать ГК, прежде чем он осложнится. Они более активно прибегают к услугам «скорой помощи». Любопытно, что внутрисуточная динамика острых и хронических нарушений мозгового кровообращения практически совпадает с динамикой ГК (Михайлис, 2010).
Что же касается обострений ВСД, то обнаруженный в ее внутрисуточной динамике 12-часовой ритм имеет максимумы около 11-13 часов и 23-1 часа. ВСД считается не представляющим угрозу для жизни пациента расстройством здоровья, как правило, лиц молодого и среднего возраста (обычно до 40 лет). В то же время известно, что обычно она предшествует развитию ГБ. Общность этиопатогенеза ВСД и ГБ подтверждается наличием в обоих случаях 12-часового ритма во внутрисуточной динамике проявлений, однако, акрофазы их не совпадают. Это может говорить о преобладании на разных стадиях ГБ различных звеньев её патогенеза. Если на начальных ее этапах имеет место гиперактивность симпатоадреналовой системы и вегетативно-эндокринный дисбаланс, что приводит к персистированию гиперкинетического типа гемодинамики, то по мере прогрессирования начинают преобладать эффекты ренин-ангиотензин-альдостероновой системы и прессорных простаноидов, появляется наклонность к задержке жидкости, стойкому повышению периферического сопротивления, нарастает дисфункция эндотелия, недостаточность натрийуретической системы, нарушается реология крови, подключается цитокиновое звено, что в итоге способствует ремоделированию миокарда и артериол с формированием гипокинетического типа гемодинамики, перегрузке сердца и его недостаточности.
Внутригодовая хронофеноменология АГ и ВСД отличается своеобразием. Так, ГК чаще встречаются в холодное время года (ноябрь-март), тогда как обострение ВСД - в теплое (апрель-октябрь). Любопытно и то, что в летний период, по сравнению с весной, число ГК значимо меньше, чего нельзя сказать о вегетативно-сосудистых пароксизмах (ВСП), которые летом встречаются не реже. Такая картина обусловлена целым комплексом факторов. С одной стороны, известно, что весной и осенью выше геомагнитная активность, а магнитная буря - классический и фундаментальный стрессор. С другой стороны - более низкие температуры окружающей среды больные сердечно-сосудистой патологией, оказывается, способны переносить легче, чем высокие. Летом не только уменьшается число первичных вызовов по поводу ГК, но и количество повторных, что говорит о большей эффективности антигипертензивных средств в теплое время года. Все это, по-видимому, связано с изменением характера питания (снижение калоража пищи, увеличение доли клетчатки), водного баланса (усиление естественных потерь жидкости) и метаболизма в целом.
Пытаясь объяснить высокую частоту ВСП летом, нельзя обойти вниманием эволюционный аспект формирования механизмов термоадаптивности. Сотни миллионов лет эволюция «перебирала» наиболее оптимальные температуры для клеточного метаболизма, благодаря чему в организме млекопитающих, в том числе и человека, установился определенный уровень основного обмена, при котором вырабатывается фиксированное количество свободной теплоты. Затем на протяжении десятков тысяч лет первобытным людям приходилось приспосабливаться к условиям ледникового периода, что привело к развитию более эффективных механизмов адаптации именно к холоду, тогда как эффективность системных механизмов адаптации к теплу оказывается гораздо ниже. И это вполне закономерно, поскольку невозможно одинаково хорошо быть приспособленным одновременно к воздействию факторов противоположной направленности. А коль скоро специфические приспособительные механизмы формируются на основе неспецифического взаимодействия стресс-реализующей и стресс-лимитирующей систем, то наличие выраженной дизрегуляции, так характерное для ВСД, и приводит к тому, что летом чаще, чем зимой и осенью, возникают ВСП.
Внутримесячная хронофеноменология ГБ и ВСД показывает четкую зависимость от фаз лунного цикла: «критическими» в плане их обострений следует считать дни полнолуния и новолуния. Эффективность антигипертензивных и седативных препаратов в эти дни снижается, что проявляется увеличением частоты повторных вызовов.
Полученные результаты обязывают при выборе оптимальных схем фармакотерапии считаться не только с фармакокинетикой препарата, но и с целым рядом других экзогенных и эндогенных факторов, имеющих циклическую организацию. Речь идет о физиологии кровообращения и ее зависимости от времени суток, сезона года, периода лунного и солнечного цикла. Внедрение методик хронотерапии и хронопрофилактики позволит достичь максимального эффекта от медицинских воздействий на организм человека в норме и патологии.