В настоящее время фактор сохранения здоровья становится все более значимым среди основных ожиданий от сферы образования при оценке ее качества. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Интенсивное внедрение и применение последних сопровождается ухудшением здоровья учащихся. По данным официальной статистики, заболеваемость детей за последние 10 лет увеличилась в России в 1,4 раза. Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью», т.е. дети с дезадаптационными нарушениями. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости среди школьников является умственное переутомление учащихся. Современный школьник постоянно испытывает стресс ограничения времени: ведь кроме общеобразовательной школы имеет дополнительную нагрузку в виде внешкольных занятий по иностранному языку, музыке, хореографии. «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление - явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», - считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма. Эту проблему необходимо решать за счет грамотного подбора здоровьесберегающих технологий в образовании, в чем существенную роль должна играть школьная психологическая служба.
Переутомление школьников является фактом для родителей уже в начальной школе, однако существует очень мало эмпирических исследований, которые представили бы эти данные в качестве научно доказанного факта. Нас интересовал не представленный в психологической литературе аспект динамики утомляемости детей в процессе обучения в начальной школе с целью выявления «периодов риска», во время которых ученикам особенно необходима психологическая поддержка и введение здоровьесберегающих технологий.
Известно, что учебная работа детей представляет собой значительный умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы. Под влиянием интенсивной учебной работы у учащихся возникает и развивается утомление, что отражается в ухудшении количественных и качественных показателей умственной работоспособности. Наиболее информативными показателями работоспособности являются объем работы и количество ошибок на дифференцировку. Эти данные мы получали, применяя метод корректурной пробы (Б. Бурдон, 1895).
Выборку исследования составило 334 учащихся - 166 девочек и 168 мальчиков 1-4 классов. Из них 1 классы (6-7 лет) - 86 учащихся, 2 классы (7-8) - 88 учащихся, 3 классы (8-9лет) - 86 учащихся, 4 классы (9-10 лет) - 84 учащихся. Диагностика утомляемости / работоспособности проводилась 2 раза в день - в начале и в конце учебных занятий. Таким образом, работа каждого школьника характеризовалась 4 показателями: количеством прослеженных знаков и числом допущенных ошибок в начале и в конце занятий. При обработке данных эксперимента получены следующие результаты. Количество учащихся, работающих в течение занятия без изменения уровня работоспособности, составило 26 (7,8 %), на стадии врабатывания - 206 (61,7 %). Первые признаки утомления показали 88 (26,3 %) учащихся. Явное и выраженное утомление характерно для 14 (4,2 %) учеников. Данная группа детей была подвергнута более тщательному анализу. Выявлено, что 13 (92,9 %) детей с высокой степенью утомляемости являлись учащимися вторых и четвёртых классов. С психологической точки зрения, это объясняется тем, что именно в этих классах возрастает учебная нагрузка (увеличивается количество предметов, появляется оценочная система знаний, к четвёртому классу повышается уровень школьной тревожности). При этом из 14 обучающихся с высокой утомляемостью, 12 (85,7 %) имеют II, III группы здоровья (согласно рекомендациям НИИ профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи). Среди учащихся с высокой степенью утомляемости обнаружилось одинаковое количество мальчиков и девочек. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что основное влияние на степень утомления оказывают два фактора - состояние здоровья детей и объём учебной нагрузки. По данным исследования можно сказать о том, что детей с высокой утомляемостью характеризует ослабленное физическое здоровье, а также мы видим, что пик утомляемости приходится на этапы обучения в начальной школе с наибольшими объемами учебной нагрузки (это 2 и 4 классы). Основные стрессовые моменты во вторых классах - появление оценочной системы знания и как следствие, увеличение требований со стороны взрослых, в четвертых классах - это очевидное усложнение школьной программы и ожидание перехода в среднее звено и как следствие, повторный виток возрастания требований к ученику.
Таким образом, нами выявлены конкретные периоды, когда мы можем прогнозировать увеличение количества детей с высокой утомляемостью. Это те пики возрастания школьной утомляемости, на которых с особенной тщательность необходимо подойти к рациональной организации учебного процесса. Кроме этого, исследование позволило определить детей, которым нужно повышенное внимание со стороны психолога, учителя и родителей.
По итогам проведенного исследования в школе была организована система работы с учащимися, которые показали высокие результаты утомляемости. Работа проводилась в течение полугодия. Были сформированы 2 развивающие группы, по 7 детей в каждой группе. Комплекс мер, восстанавливающих работоспособность младшего школьника, состоял из элементов релаксации (классической и динамической - по контрасту с напряжением), дыхательной гимнастики, музыкотерапии, цветотерапии, ароматерапии. В связи с тем, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения, этот комплекс мероприятий становится эффективным способом восстановления после нескольких регулярно проводимых в школе занятий.
Ежедневное применение этих психологических методик в течение рабочей недели (после второго и четвертого уроков) позволило поддержать работоспособность младших школьников в конце учебного дня, недели и четверти. В результате организации подобной деятельности показатели работоспособности восстанавливались, уровень утомляемость снижался, о чем свидетельствуют данные повторной диагностики. При повторном выполнении корректурной пробы 12 учащихся из 14 (86 %) работали на стадии врабатывания и только 2 (14 %) ученика показали первые признаки утомления. Результаты обучения этих учащихся не снижались к концу учебной недели, хотя данная закономерность наблюдалась до момента введения занятий. Педагоги и родители констатировали улучшение успеваемости, повышение деятельностной активности, мотивации обучения. Таким образом, профилактика утомляемости - как залог сохранения психического здоровья, в рамках которого происходит формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, способности строить продуктивную коммуникацию и других личностных компетенций, является важной составляющей здоровьесберегающей деятельности психолога в школе.
Большой процент детей с высокой степенью утомления в образовательном учреждении начального звена говорит об актуальности данной проблемы, требующей дальнейшего изучения. Данное исследование являлось промежуточным и позволило нам наметить основные направления в работе по профилактике утомляемости, психосоматических заболеваний, эмоционального напряжения в младшем школьном возрасте. Формирующий этап нашего исследования был пилотажным и дал эффективные результаты. В дальнейшем планируется внедрить опыт работы в практику массового использования и представить результаты профилактики утомления в условиях начальной школы на репрезентативной детской выборке.