Профессорско-преподавательский состав, предприятия - заказчики специалистов не смогли принять предложенную многоуровневую подготовку, проявляя заботу, с одной стороны о том, что студент не может получить полноценного образования, с другой - о том, что предприятиям, особенно машиностроительным и эксплуатирующим сложную технику, нужны инженеры.
Руководитель Федерального агентства по образованию Н. И. Булаев высказал позицию Министерства: «Поставленные перед работниками отрасли задачи государственного масштаба - повышение качества, доступности, конкурентоспособности системы российского образования являются стимулом для активной работы, совершенствования профессионального мастерства», и т.д. «Одним из результатов этой работы стал всё более усиливающийся интерес граждан нашей страны к получению качественного профессионального образования, к непрерывному процессу обучения и повышения квалификации».
Приведу, высказанные на страницах газеты «Поиск», мнения известных специалистов в области образования. Профессор Саратовского государственного технического университета Вазген Атоян: «Сегодня финансисты правят миром, а по разуму лучше бы этим занимались инженеры».
Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Анатолий Кобзев «Стратегия 2020 - пятая по счёту. Все хотят быстрых результатов...», «Без образования какая инновационность и наукоёмкость», «Нужно делать вуз центром инновационного развития, а из нас пока пытаются сделать строго регламентированное госучреждение». Так, в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) прошёл XVI пленум совета Учебно-методи-ческого объединения вузов РФ по образованию в области эксплуатации авиационной и космической техники. Представители вузов, готовящих кадры для воздушного транспорта морского, рыбопромыслового и речного флотов, а также авиапредприятий и организаций пришли к выводу, что бакалавры, подготовленные по разработанному проекту стандарта, смогут найти весьма ограниченное применение в отраслях.
По мнению ректора МГТУ ГА Бориса Елисеева, работник с подготовкой на уровне бакалавра не способен решать в полном объёме комплекс задач технической эксплуатации и испытаний авиационной и космической техники. «Эти задачи может решать только инженер с объёмом подготовки не менее пяти с половиной лет, обеспечивающий глубокие знания конкретной авиационной и космической техники, современных методов и средств её эксплуатации. При этом он должен обладать устойчивыми навыками самостоятельной работы с действующей техникой и способностью принимать решения в нестандартных ситуациях», - отметил Б. Елисеев.
Участники пленума пришли к заключению, что наряду с бакалавриатом и магистратурой по ныне действующим специальностям обязательно должна сохраниться подготовка инженеров. Это мнение не только вузов, но и руководства отраслевых предприятий. На мой взгляд, принять или не принять базовую систему «бакалавр-магистр» в соответствии с Болонским процессом вузы должны решать совместно с потребителями их «продукции», т.е. выпускников вузов. В настоящее время мне ещё ни один из руководителей машиностроительных, приборостроительных, ремонтных и других предприятий Сибирского региона не высказал своего желания заполучить бакалавра или магистра.
Российские вузы пользуются популярностью в других странах. Большинство иностранных студентов-выпускников наших вузов сделали прекрасную карьеру у себя на родине. Наши технические вузы могли бы обучать и большее количество иностранных студентов, если бы не слаборазвитая инфраструктура вузов, нехватка общежитий, проблема медицинского обслуживания и обеспечения безопасности иностранцев.
Важное направление распространения нашего образования в мире - обучение в зарубежных филиалах российских вузов. В настоящее время в филиалах обучается 25 тысяч студентов.
Необходимо отметить, государства, где организованы российские филиалы, вполне устраивают выпускники инженеры.
Руководители предприятий нуждаются, прежде всего, в специалистах инженерах. Им не интересны наши проблемы. Государственные вузы, посчитав затраты на подготовку бакалавров и инженеров, разумеется, выбирает путь с меньшими издержками и поддерживают Министерство образования и науки в целесообразности подготовки бакалавров. В то же время необходимо удовлетворять запросы заказчика. С этой целью выпускающие кафедры совместно с учебно-методическими управлениями (отделами) вузов, руководствуясь Государственными стандартами, внесли изменения в учебные планы, заключающиеся в сокращении периода обучения на один год и, соответственно сокращении количества часов, отведенных на изучение специальных дисциплин примерно на 920.
До настоящего времени вузы легко выходят из этого затруднительного положения, предлагая предприятиям оплатить обучение за один год и, таким образом, компенсируя дефицит информации по выбранной профессии. Безусловно, это дополнительная работа для вузов и предприятийзаказчиков. Последним предлагается самим сделать выбор будущих специалистов бакалавров, получивших четырёхлетнее образование. Также предлагается студентам самим определиться с выбором места работы, заключая контракты с предприятиями. Остаётся часть бакалавров, невостребованных предприятиями. Им достаётся право самим решать, либо продолжить обучение ещё один - полтора года и стать инженерами за свои деньги, либо поступать в магистратуру. Противоречия заключаются в том, что многие предприятия-заказчики до сих пор не могут принять систему индивидуальной подготовки специалистов, при этом не желая взять на себя часть затрат на подготовку нужных им специалистов.
Очевидно, предприятиям лучше всего получить квалифицированного инженера, а не бакалавра или магистра.
В то же время наше Министерство из какихто соображений в числе прочих, предлагает строго придерживаться схемы - бакалавр-магистр, исключая бакалавр-инженер. На мой взгляд, это либо недоразумение, либо опечатка при подготовке нормативных документов. Приближаясь к рынку труда, вузы готовы формировать гибкие учебные планы, индивидуальные схемы обучения. Ориентировать вузы в этом направлении можно с учётом повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а также согласования взаимных требований к квалификациям со стороны работодателей и рынка труда, с одной стороны, и системы образования с другой.
В настоящее время на машиностроительных предприятиях не менее острой является проблема дефицита высококвалифицированных рабочих-станочников. Возвращающиеся после длительного перерыва станочники не могут решать эту проблему, по крайней мере, по двум причинам, первая - утрата навыков, вторая неумение работать на новом оборудовании, например, на станках с числовым программным управлением (ЧПУ).
Омский государственный технический университет (ОмГТУ) предложил и реализует свои идеи на нескольких предприятиях города следующим образом.
Совместно с профессиональными училищами (ПУ) на их базе осуществляется подготовка рабочих-станочников. Учащимися являются студенты 1 курса ОмГТУ соответствующих специальностей. За один год обучения в вузе и ПУ студенты получают документ о начальном профессиональном образовании, получив профессию станочника широкого профиля, что предполагает возможность работать на универсальных станках.
На втором и третьем курсах студенты осваивают профессии оператора и наладчика станков с ЧПУ. На четвёртом курсе соответственно - технолога-программиста.
Итак, за четыре года обучения в вузе студент получает рабочие профессии, что позволяет ему более осознанно сделать выбор, либо завершить обучение в вузе, оставаясь бакалавром, либо продолжить обучение, став инженером или магистром.
Таким образом, завершая анализ существующего положения о целесообразности многоуровневого образования, можно утверждать о том, что противоречия между работодателями и вузами возникают в большей степени от непонимания самой идеи многоуровневого образования в вузах и на предприятиях. Конфронтации здесь не должно быть. Многоуровневая подготовка при грамотной её реализации не сможет не только навредить, а даже поможет подготовить более квалифицированных специалистов.