В последнее время уделяется немало внимания, как в социологической научной среде [1, 2], так и в социальной практике [3-5], вопросу качества социальной рекламы.
В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации [6] отмечено, что необходимо «обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности».
Качество социальной рекламы рассматривается как интегральная характеристика, включающая необходимый уровень качества управленческой деятельности, качество технологии производства рекламы, качество рекламной кампании и качество креатива.
Основным направлением обеспечения качества управленческой социорекламной деятельности является переход к стандартам. Пока в ходе проведенных исследований феномена социальной рекламы и в практике социорекламной деятельности вопрос ее стандартизации не рассматривался.
В статье исследуется процесс обеспечения качества социорекламной продукции, связанный со стандартизацией управленческой деятельности в сфере социальной рекламы.
Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. В документах Международной организации по стандартизации (ISO) [7] отмечено, что стандартизация - это процесс, направленный на упорядочивание деятельности организации в требуемых областях за счет установления и применения правил (стандартов), при этом должна обеспечиваться безопасность и гуманность труда [8].
Стандартизация - это способ целенаправленного воздействия на управленческую деятельность для достижения взаимодействия, как внутри самой управленческой деятельности, так и с системой производства. Стандартизация является одним из направлений организационно-распорядительных методов управления. В стандартах, как правило, отражаются основные определения, прогрессивные и опробованные нормы, требования, правила к выполнению отдельных операций и рекламной продукции в целом.
С точки зрения системности стандарты, составляя свою систему, являются элементами социальной системы (организации), способствующие более полной реализации основного закона управления: единства системы управления. С помощью стандартов эффективнее достигается единство подходов персонала социорекламного агентства к целям, функциям и методам управления.
Международные стандарты опираются на основополагающие принципы [8, 9]:
- понятность (информация, используемая в стандарте должна быть понятной пользователям);
- уместность (информация должна быть полезной для пользователя при оценке прошлых или настоящих событий, а также возможно и при прогнозировании)
- материальность (информация должна быть связана с сущностью явления)
- достоверность (информация должна быть свободной от ошибок)
- сущность формы (информация должна отражать реальные процессы, а не формальные представления);
- нейтральность (типовые алгоритмы обработки информации не должны изменяться при желании одной из сторон);
- сопоставимость (параметры стандарта должны иметь одинаковые единицы измерения для одинаковых процессов, характеристик и показателей объекта);
- своевременность (стандарт должен активизировать производственный процесс с позиций современных технологий).
Продолжая анализ особенностей предлагаемой стандартизации в социорекламной сфере, рассмотрим взаимосвязь международных и национальных стандартов на нескольких примерах.
Обозначение ссылочных международных стандартов: ИСО 9000:2005, ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000 и обозначение, а также наименование соответствующих национальных стандартов РФ: ГОСТ Р ИСО 9000:2008 (ИСО 9000:2005) - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; ГОСТ Р ИСО 9001:2001 - Системы менеджмента качества. Требования; ГОСТ Р ИСО 9004:2001 - Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Семейство стандартов ИСО 9000 разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционировании эффективных систем менеджмент качества [10], [11].
Основополагающие стандарты в системе стандартизации РФ: ГОСТ РФ Р1.0-92 (Основные положения); ГОСТ РФ Р1.2-92 (Порядок разработки государственных стандартов); ГОСТ РФ Р1.3-92 (Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий);ГОСТ РФ Р1.4-92 (Стандарты предприятия. Общие положения); ГОСТ РФ Р1.5-92 (Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов).
Особую роль из представленных играют ГОСТы Р1.4-92 и Р1.0-92, которые наделяют правом общественные объединения создавать и утверждать свои стандарты.
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Тем не менее, конкретных стандартов на управленческую деятельность мало и система контроля этой деятельности еще полностью не разработана. В сфере же социорекламной деятельности такая работа вообще не проводилась.
Итак, стандартизация управленческой деятельности базируется на двух стандартах: ISO 900Х [12] и ГОСТ РФ Р1.0-92 [13]. Эти стандарты имеют характер основы для заполнения конкретными стандартами, нормами и нормативами. Именно эти стандарты и следует рассматривать как базис для развертывания процесса стандартизации социорекламной деятельности. Более того, для этого есть необходимые предпосылки. Координирующим центром в России в рассматриваемой сфере деятельности является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [14]. Кроме того рядом консультационных фирм по управлению и информационной поддержке управленческих решений ведутся работы по стандартизации элементов систем управления компаний.
Для обеспечения полноценного функционирования и развития социальной рекламы в современном российском социуме необходимо создание соответствующего государственно-общественного органа. Это системообразующее предложение разделяют Ковалева А.В. [1] и авторский коллектив под руководством Дмитриевой Л.М. [2]. Одна из функций указанной структуры - проведение стандартизации в социорекламной сфере. В этой связи при государственно - общественном органе социальной рекламы нужно предусмотреть создание технического комитета по стандартизации с сохранением координирующих функций за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Целесообразно начать разработку следующих проектов стандартов на элементы системы управления для обеспечения качества управленческой социорекламной деятельности: по миссиям, целям и задачам; по целевым технологиям управления; по процессорным технологиям управления; по функциям и структурам управления; по управлению коммуникациями; по методам подготовки и реализации управленческих решений.
Существует методологическая база [8] на создание международного стандарта элементов системы управления и стандарты учета этих элементов. Данная методология апробирована в виде ряда методик. В частности, для социорекламной сферы представляет интерес разработанная методика формирования стандарта на элементы системы управления компанией, включающая два этапа с набором определенных процедур.
Этап подготовки: выявление актуальности стандартизации элемента (процесса или явления) в систему управления социорекламной компанией; обсуждение и утверждение наименования стандарта; разработка вариантов (версий) стандарта; согласование вариантов стандарта со специалистами, руководителями ведущих компаний и авторитетными учеными в области управления; выбор одного варианта для последующей реализации; публикация проекта стандарта и организация его изучения; юридическая оценка замечаний, комментариев, полученных в результате публичных обсуждений; утверждение стандарта как международного, государственного или локального (общественной организации).
Этап реализации: внедрение в управленческую практику компанией; контроль исполнения процесса внедрения; информирование инициатора подготовки стандарта о ходе внедрения возможных ошибках и путях совершенствования стандарта; включение информации о подготовке и реализации стандарта в базу данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и инициатора стандарта.
Проведенное обоснование процесса стандартизации в социорекламной сфере позволяет сформулировать в качестве вывода цель управления качеством социальной рекламы. Она направлена на создание системы оценки качества управленческой социорекламной деятельности и социальной рекламы в виде стандартов, базирующихся на анализе ожиданий целевой аудитории, экспертного мнения профессионального сообщества, существующей системы менеджмента качества и качества продукции, с обеспечением условий для ее внедрения и постоянного совершенствования с учетом происходящих изменений в социуме, предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке рекламы для достижения необходимого качества социальной рекламы.
Список литературы
- Ковалева А.В. Концепция социальной рекламы в системе ноосферной социологии // Основы стратегии формирования жизненных сил общества неосферной цивилизации управляемой социоприродной эволюции. Монография // Под ред. С.И. Григорьева - М.: Русаки, 2010. - С. 264-280.
- Социальная реклама. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Серия «Азбука рекламы» // под ред. Дмитриевой Л.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 271.
- АСИ объявляет открытый конкурс на разработку креативных концепций и производство цикла социальных видеороликов Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.1soc.ru/news/view/1676.
- В Санкт-Петербурге объявлено о приеме заявок на гранты на производство и размещение социальной рекламы Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.1soc.ru/news/view/1680.
- Проблемы тендеров по социальной рекламе. Первый взгляд. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.1soc.ru/pages/view/162.
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации /Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.1soc.ru/pages/view/137.
- О международной организации по стандартизации (ISO) Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.iso-centr.ru/iso/
- Смирнов Э.А. Формирование качества управленческой деятельности в организациях - М.: Национальный институт бизнеса, 2001. - С. 236.
- Смирнов Э.А. Стандарты качества в управленческой деятельности. Качество продукции. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.standard.ru/articles/article03.phtml.
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Электронный ресурс/ Режим доступа: http://quality.kstu.kursk.ru/uk/81/literat/lit_osn/gost%20iso%209000_2008.pdf.
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» Электронный ресурс / Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
- Международные стандарты ISO серии 9000. История и развитие. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=182:-iso-9000-&catid=41:2008-12-22-17-57-43&Itemid=90.
- ГОСТ РФ Р1.0-92. ГСС РФ. Основные положения. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://libgost.ru/gost/gost_r/58880Tekst_GOST_R_1_0_92_GSS_RF_Osnovnye_polozheniya.htm.
- Положение о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.09.2006 №541, от 05.06.2008 №438) Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.ctr.ane.ru/content/26.