Поиски новой образовательной парадигмы ведут к осознанию необходимой культурологизации образования, то есть возвращения человека к культуре, ценностям. Основой, а скорее системообразующей функцией обучения любого века, в любом обществе является передача молодым поколениям всего содержания культуры для ее воспроизводства и развития.
Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая и есть созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка.
Теоретический анализ научно-исследовательской литературы (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Н.И. Киященко и др.), изучение практики внедрения традиций в учебно-воспитательную работу ДОУ показали, что данная проблема актуальна и в настоящее время требуется определить новые подходы, концептуальные положения, принципы, составляющие методологическую основу организации музыкального воспитания в детском саду.
В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности:
1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценности жизни, человека, общества;
2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества;
3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей;
4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.
На наш взгляд, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, распространение), создаваемые и сохраняемые ценности, учреждения культуры, субъекты музыкальной деятельности. Различают объективную и субъективную стороны музыкальной культуры. К объективной стороне относятся потребности общества к музыке и способы их удовлетворения. Субъективную сторону образуют управляющие деятельностью музыкантов и слушателей вкусы, взгляды, интересы [201]. Обе стороны тесно взаимосвязаны.
Что касается музыкальной культуры детей дошкольного возраста, наиболее близкой для нашего исследования мы считаем точку зрения О.П. Радыновой, которая определяет музыкальную культуру дошкольника как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента: 1) индивидуальную музыкальную культуру ребенка, включающую музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальную культуру дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.
Одной из приоритетных задач деятельности педагогов должно стать развитие музыкальной культуры детей на основе народных традиций, обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, начиная с дошкольного детства, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.
Якутские народные песни, сказки, игры, пословицы и поговорки - богатый запас художественного народного творчества. Народное творчество имеет импровизационную основу, которая способствует свободному раскрытию творческой фантазии, способности детей. Произведения фольклора синкретичны по своему характеру, в них органически связываются пение, игра, декламация, пластика движений, доступность понимания и исполнения.
Проведенная работа показала, что развитие музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста происходит путем развития активного восприятия музыки в процессе творческой деятельности. Нами была организована познавательная деятельность, включающая разнообразные методы и формы работы, творческие задания, эмоционально-оценочные ситуации, коллективно-творческие дела. Сама синкретическая сущность музыкального фольклора обуславливает при участии детей использование на занятиях различных видов деятельности: слушания, пения, движения, игры на якутских народных инструментах, импровизации. Был отобран репертуар, основанный на лучших образцах музыкального фольклора народа саха. Логически репертуарная линия выстраивалась по принципу постепенного усложнения и тематизма (Д.Б. Кабалевский).
Для развития музыкальной культуры старших дошкольников предлагается цикл занятий, каждое из которых имеет определенную цель:
- дать детям первоначальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; - привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ребенка; - накапливать опыт восприятия народной музыки;
- учить детей «вживаться» в музыкальный образ, проникать и осмысливать его, вызывать сопереживание музыке;
- развивать эмоционально-оценочное отношение детей к народной музыке - от эмоциональной оценки к эмоционально-интеллектуальной оценке.
Подготовительный этап работы включал в себя беседы, рассказ, знакомство с пословицами и поговорками, сказками, героическим эпосом народа саха - олонхо, якутскими народными инструментами - хомус, кырыымпа, дунур и др., танцами (осуохай), особенностями горлового пения, «кылыhах», праздниками - «Ысыах», «Куулэй», «Праздник оленеводов», обычаями, слушание народных песен - тойук, алгыс и т.д. Позитивным моментом фольклорных занятий являются обращения к видео- и аудиозаписям фольклористов, экспонатам народно-прикладного творчества, истории народного костюма. Слушание подлинных образцов народных песен в записи является эффективным средством развития детского воображения.
На втором этапе проводилось разучивание и исполнение народных песен, танцев, музыкально-ритмических движений, простых ритмов на ударных музыкальных инструментах. Содержанием данного этапа было разучивание произведений детского фольклора. Основными методами явились метод контрастного сопоставления, метод размышления о музыке, метод семантического слышания, метод внушаемого переживания и др.
На третьем этапе предпочтение отдается народным играм с пением и движениями. Такие игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. А самое главное - через игру народная песня входит в быт семьи.
Проведенная работа показала положительную динамику уровня развития музыкальной культуры детей. Результаты оценивались по глубине высказываний детей о характере музыки, оценочным суждениям, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений, импровизаций, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, знаний о музыке, продолжительности внимания, двигательной активности и т.д. Таким образом, исследование показало действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций.