Сегодня во всем мировом экономическом хозяйстве происходят глобальные изменения, связанные с новейшими технологиями. Особое место в финансовой инфраструктуре занимает Интернет. Не осталось в стороне от этого процесса и страхование.
Интернет-страхование - это сегмент финансового рынка, экстраполирующий в процессе использования Интернет-технологий, выраженных на первом этапе в виртуальном общении клиента со страховой компанией (непосредственно через ее сайт), в дальнейшем предполагающий выбор нужного продукта страхования и в последующем текущего обслуживания и получения страхового возмещения от организации.
По ряду оценок, суммарный объем страховых премий, собранных российскими страховщиками через предоставление услуг в сети Интернет, к 2010 году может достичь 3-4 % от общей суммы страховых сборов на территории России. В 2005 году компаниями, предоставляющими Интернет-услуги, собрано через Интернет 12 млн. долл. страховой премии, что не превышает 1 % всех сборов на страховом рынке России.
По оценке специалистов «Группы Ренессанс Страхование», емкость рынка Интернет-страхования в России в 2006 году составила около 15.5 млн. долл.. Положительная динамика в 2007 году сохранилась и емкость рынка Интернет-страхования выросло до 19 млн. долл.
Страховые компании не только действуют самостоятельно в непростом начинании, но и объединяются в совместные Интернет-проекты.
Так, компания ОАО „РОСНО «реализовывает проект по внедрению новых компьютерных технологий по страхованию гостиничных предприятий. Отметим, что с помощью этого портала пользователь глобальной сети может выбрать наиболее подходящий ему отель и найти нужную информацию относительно пребывания в Москве, также прорабатывается возможность внедрения системы онлайнового бронирования гостиничных номеров.
Существует несколько проблем развития электронного бизнеса в области страхования:
- нехватка специалистов. В Российской Федерации недостаточно специалистов, разбирающихся в страховании и информационных технологиях. Существует немало случаев, когда в страховых организациях один и тот же работник отвечает за Интернет и за какой-нибудь другой отдел. Для решения данной проблемы страховым организациям нужно дополнительно обучать своих специалистов электронной торговле;
- необходимо пытаться увеличивать объем продаж страховых продуктов. На сегодняшний день не все страховые продукты могут быть проданы через мировую информационную сеть;
- надо создать технологию прямого общения в Интернете. В страховании немаловажный момент имеет прямой контакт (во время встречи) между представителем страховой организации и клиентом. Существует ряд примеров, когда страховщик сумеет убедить клиента в необходимости страхования не только того полиса, который страхователь собирался приобрести в начале, но и еще один или несколько других продуктов;
- требуется повышать страховую культуру населения. В нашей стране уровень страховой культуры достаточно низок. Для решения данной проблемы нужно ввести в школьную программу предмет по данной проблематике;
- нужно повышать срок возврата инвестиций от проекта.
При существующих проблемах есть громадные выгоды, которые содержит в себе мировая информационная сеть для страховых компаний:
- оперативное получение клиентом информации об организации - в любой момент времени человек, войдя на сайт, может узнать последние новости о компании, её финансовую отчетность и окончательно сделать выбор о покупке продукта;
- минимальный расход на продавцов - организации не надо дополнительно платить работникам за привлечение новых клиентов, так как тот нашел их сам;
- большой охват потенциальных клиентов - компания не может рассказать всем о своей продукции. При помощи Интернет-сайта, практически не зная, кто зашел на ее сайт, она может быть уверена - дополнительные продажи ей обеспечены;
- неограниченное время покупки - Интернет сайты работают круглые сутки;
- снижаются издержки - за счет использования новых каналов дистрибуции, страховой организации не надо платить за аренду, за комиссионное вознаграждение.
Конечно, не все так безоблачно выглядит в российском Интернет-страховании, но с каждым годом все больше и больше открывается сайтов в мировой информационной сети, все больше и больше компании собирают страховых премий при помощи электронной коммерции.