Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности формирующей среду обитания Человека. Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г. Н. Веслополова, Г. Н. Синицина) показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Анализ теории и практики художественнопромышленного образования (дизайн-образования) показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов - будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры и отсутствием результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, недостаточным для этого уровнем учебно-методического обеспечения.
Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А. С. Близнюка, Ю. Б. Вроблявичуса, В. Н. Гамаюнова, А. Г. Дроздецкого, А. И. Ковешникова, Е. Н. Ковешниковой, Г. Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н. В. Воронов, В. П. Зинченко, В. Ф. Сидоренко, Н. К. Соловьев, С. О. Хан-Магомедов).
Модель профессиональной культуры студента-дизайнера представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально-значимые качества личности.
Критериями и показателями сформированности профессиональной культуры специалиста-дизайнера выступают: ценностное отношение к проектной деятельности, профессиональная компетентность, креативность, рефлексия личностно-профессионального развития, эмоционально-коммуникативный критерий.
С позиций культурологического подхода профессиональная культура выступает как универсальная характеристика специалиста. Ее формирование рассматривается в качестве систематизирующего фактора становления будущего специалиста (И. Ф. Исаев). Исследование проблемы формирования профессиональной культуры осуществляется в контексте общефилософских и культурологических традиций, содержащих две взаимосвязанные тенденции - интеграции и дифференциации. С одной стороны, культура есть целостное, системное, интегрированное образование, а с другой стороны, признается необходимость дифференциации целостной культуры на ее составляющие: и направления. (Н. И. Лифинцева)
Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.
Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений в области визуальноизобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т.д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т.д.), а также воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т.п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т.д.) и организационно-управленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т.д.).
Социокультурная сфера деятельности дизайнера состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т.д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т.д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т.п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т.п.).
Учебно-образовательная сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных, и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера - это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.
Формирование профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъективация»), т.е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т.е. приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.
Построение модели специалиста и модели его профессиональной культуры является, с нашей точки зрения, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности. Дизайн, как профессия, уникален по своему характеру, ибо в нем, представлены, неразрывно связанные между собой, все основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурно-профессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что профессиональная культура зависит от cодержания и организации образователь‑ного процесcа в вузе. Педагогическими уcлови-ями формирования профеccиональной культуры будущих дизайнеров в процесcе обучения являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов професcиональной культуры специалистов-дизайнеров в неразрывной связи с освоением общепрофесcиональных, специаль‑ных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе cочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных cфер образования через усиление межпред‑метных cвязей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, професcио-нальную, художеcтвенную культуру.