Стремление людей познать окружающий мир и свой внутренний - процесс бесконечный, так как данные объекты познания не имеют ни пространственных, ни временных границ. И в процессе этой бесконечной устремленности к истине постоянно происходит дифференциация научного знания, зафиксированная в сарказме Мефистофеля:
Живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет...
Пожалуй, наиболее ярко дифференциация проявилась в психологии. В 1972 году в проект системы психологии К.К. Платонов включил более сорока отраслей, имеющих различный статус: самостоятельный, с выраженной тенденцией к самостоятельности и входящий в состав первых и вторых. Спустя десять лет, описывая «дерево психологической науки», этот же автор констатировал, что общее число психологических наук и их отраслей уже приблизилось к ста. Статус научных дисциплин приобрели области психологического знания, имевшие в недавнем прошлом статус научных проблем: психология личности, психология молитвы, психология суеверия и др.
Следует отметить, что и в конце ХХ века процесс дифференциации активно продолжался. Только в 1994 году официально было заявлено о таких новых направлениях, как христианская психология, психология виртуальных реальностей, детская эргономика . Ранее, в 1992 году, появились сообщения о психологии образования и психофизиологии творчества. Дифференциация психологического знания продолжается и в ХХI веке. Учеными Санкт-Петербурга в рамках политической психологии разрабатывается стратегическая психология. Ее предметом заявлен человеческий капитал, незаслуженно забытый психологами. Основная задача данного направления психологии -
понять те изменения в психологии человека и общества, которые возникают под влиянием глобальных изменений в мире. Очень точно основную идею психологов, работающих над решением данной задачи, обозначил С.М. Миронов, назвав ее политикой наращивания человеческого капитала России [12].
Вместе с тем дилемма «интеграция или дифференциация» не сходит с повестки дня. Об этом свидетельствуют многочисленные методологические работы психологов, на страницах которых данная дилемма присутствует в явном или неявном виде, а также дискуссии по вопросу, содержащемуся в ее формулировке. За последнее десятилетие заметно выросло число авторов, проявляющих интерес к методологии, а также количество опубликованных ими методологических статей и монографий. Издается специальный журнал, в котором освещаются вопросы истории и методологии.
Наряду с положительными моментами (более тонкое и глубокое постижение изучаемого предмета, разделение трудовых усилий исследователей) дифференциация содержит и отрицательные. Отрицательная особенность дифференциации очень точно схвачена образными представлениями нескольких авторов. Совокупность приводимых далее метафор свидетельствует о том, что нельзя предмет делить бесконечно, так как в конечном итоге это приводит к утрате его целостности. Размышляя об ученых, теряющих чувство меры в научной дифференциации, философ А.Ф. Лосев писал: «Если моль разъела и съела всю шубу, значит ли это, что она эту шубу поняла и изучила?» [7, с. 36]. Психотерапевт В.Леви, рассуждая о целостности человековедения, использовал образ цветка и задумывался над аналогичным вопросом: «В чем суть цветка? И можно ли добраться до нее, обрывая лепестки один за другим?..»[5, с. 11]. Сравнивая изучение психики в отечественной науке с разборкой часов мастером, психолог Я.Л. Коломинский в 1980 году высказал сомнение в отношении обратного процесса ‒ соединения этих частей в первоначально целый предмет .
Гораздо раньше всех названных авторов проблему целостности науки поднял А.И. Герцен в работе «Дилентантизм в науке» [3]. В его трактовке названной проблемы используется несколько образов. Так, он сравнивает труд ученого с отбыванием крестьянином барщины на указанной полосе, когда сосредоточенность на кочках и мелочах не позволяет охватить взглядом все возделываемое поле. Далее следует сравнение с фабричным работником, достигшим такого уровня мастерства в своем деле, что оно становится причиной его непригодности ко всем остальным делам. Используется также и аналогия из истории философии Гегеля: А.И. Герцен сравнивает цех ученых со слушателями музыкального произведения, которые не постигли гармонии отдельных звуков. В результате ученые утрачивают целостность восприятия того, что ими же и открыто.
Если обратится к образованию, то и здесь усилия преподавателей, направленные на передачу знаний о конкретных психологических дисциплинах студентам в итоге приводят к той же «лоскутности мировосприятия». Она приуготовлена дифференциацией, сложившейся в научном мире. Происходит многократная субъективная трансформация образа мира (как внешнего, так и внутреннего): рожденный в сознании ученых образ попадает в тексты их научных работ, затем в сознание использующих эти тексты, преподавателей, в создаваемые ими учебники и тексты лекций и в итоге - в сознание обучаемых, воспринимающих эти лекции. Множество источников приобретения знаний студентами создает ситуацию, напоминающую рассматривание слона в темном помещении. Тому, кто прикасался к хоботу, слон напоминал толстую колонну; кто держал ухо слона, представлял веер; а кто гладил его спину - прямую и плоскую кровать. Эту восточную легенду известный на Западе психотерапевт Н. Пезешкиан в 1993 году использовал для описания ситуации, характерной для трех социальных сфер: науки, религии и образования.
Познание внутреннего мира человека осуществляется аналогично процессу рассматривания слона в темноте. Раздробленность научных представлений о психике, как о субъективной реальности, зафиксированная в содержании отдельных психологических дисциплин, усиливается традиционной организацией их преподавания. В некоторых вузах читается такая дисциплина как «Психология и педагогика». Если лекции доверяют психологу, то студенты остаются без знаний о педагогике, если же - педагогу, то страдает первая часть учебной дисциплины. Иногда название единственной читаемой психологической дисциплины совпадает с названием вуза (медицинская, юридическая) или с названием будущей специальности (психология управления, психология менеджмента).
В конце прошлого и в начале нынешнего столетия все больше появляется работ не только в психологии, но и в других науках, свидетельствующих о набирающей силу второй тенденции в развитии наук - интеграции, синтезе или комплексировании. При этом выделяют два вида синтеза: внутридисциплинарный и междисциплинарный. В первом случае проблема реконструкции целостного предмета решается при помощи средств конкретной науки или монодисциплины, а во втором - с использованием разработок нескольких наук. Целесообразно для обозначения обоих видов синтеза как видовых ввести родовое понятие «полидисциплинарный синтез».
Поражает богатство разнообразных терминов, используемых учеными для обозначения конечных результатов синтеза научной информации с целью реконструкции образа мира внешнего и внутреннего: «целостное рационально-образное мировосприятие (Б.В. Раушенбах); «единораздельная целостность» (А.Ф. Лосев); «объемлющая гармония» (А.И. Герцен); «плюралистическая Вселенная» (У. Джемс).
Итак, ключевое понятие данной статьи - «синтез». Теория и практика разработки проблемы синтеза научных знаний весьма обширна. За последние полтора столетия теория научного синтеза эволюционировала от мечты А.И. Герцена об истинной науке, «обнимающей все частные предметы», к предсказанию Ф. Энгельса о продуктивности стыков наук в будущем. И далее к типологии видов синтеза в естественных науках Б.М. Кедрова, к его предсказанию о возможности перехода от множественности наук к единой, имеющей своим объектом весь мир [4]. Важно обратить внимание на определенный нюанс такого перехода. Как справедливо заметил Г.Н. Волков, сама дифференциация в процессе этого перехода превращается в один из способов интеграции наук: наряду с традиционным дроблением наук происходит отпочкование новой области после предварительного синтеза двух или многих наук [1].
Практика научных исследований привела к появлению таких синтетических по своей природе наук, как синергетика, эргономика, конфликтология, организационная психология, философия информационной цивилизации, универсальный эволюционизм и др. Начинает осознаваться необходимость введения результатов исследований по психологии в общую картину мира. В мировом научном сообществе зародилось направление под названием Wholemovement (движение за целостность), направленное на постижение целостности мироздания (Универсума).
Наряду с процессами всеобщего и масштабного интегрирования научного знания осуществляются процессы синтеза более частного характера, то есть в рамках отдельной научной дисциплины или монодисциплины. В качестве примеров назовем создание Р.Ф. Абдеевым целостной философии взамен раздельно существующих диалектического и исторического материализма; попытки разных ученых-психологов дать системное описание психических явлений; отмеченную Д.С. Лихачевым необходимость возвращения к филологии, не разделенной на ряд наук; переход от психотерапевтического догматизма к позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана и др.
Особо следует отметить создание Б.М. Галеевым системы видов искусств, описанной теоретически и представленной графически в его монографии [2]. Данная система послужила методологической основой двух диссертационных исследований молодых ученых-психологов Курского государственного университета. В 2002 году в одной из работ с ее помощью удалось в целостном виде графически представить предметы, преподаваемые педагогами дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. В другой работе в 2003 году система Б.М. Галеева была положена в основу целостного представления основных арттерапевтических направлений оказания психологической помощи младшим школьникам и подросткам. В обеих работах было аргументировано доказано, что и предметы дополнительного образования, и арттерапевтические средства являются производными от видов искусства, синтезированных Б.М. Галеевым.
Процессы интегрирования научного знания как всеобщего, так и частного характера свидетельствуют о продуктивности гипотезы Б.М. Кедрова и о наличии реальных предпосылок для осуществления его замысла о единой науке. В случае успеха можно предположить возможность проявления следующих эффектов: оптимальный доступ представителей научного мира к банку научных данных для дальнейших исследований; более эффективное использование интегрированных научных разработок в экономике, нормальное усвоение всего объема накопленной научной информации на всех уровнях и во всех системах образования.
Заметим, что нарастание интеграционных процессов наблюдается не только в научной сфере, но и в сфере образования. Не оправдавшие себя математизация гуманитарной и гуманитаризация технической профессиональной подготовки в высшей школе привели к осознанию необходимости смены ориентаций в образовании. Наряду с подготовкой специалиста знающего и умеющего была отрефлексирована необходимость подготовки человека культуры, по-разному прозвучавшая в практических предложениях. В рамках данного направления развития образования сформировались близкие, но не тождественные подходы. Это идея В.В. Налимова о вольном университете и концепция В.С. Библера о полифонии культур и необходимости организации иного образования уже на уровне средней школы. Это идеалы образованного человека, которые по-разному задаются учеными, но всегда содержат слово «культура». Мы разделяем позицию искусствоведа В.Ф. Сидоренко о том, что «у культуры много образов, и каждый из них значим по-своему» [12, с. 1].Это также теория и практика введения проектной культуры в образование [12, 14].
Инициатива введения проектной культуры в образование принадлежит британскому королевскому колледжу искусств. Как отмечал В.Ф. Сидоренко, «смысл этого процесса - формирования проектной культуры - состоит в том, что человеческое сознание не мирится с расколотостью жизни на хозяйственно-производственную деятельность и на искусство, оно стремится к изначальному единству целесообразного и осмысленного бытия в красоте» [11, с. 21]. Cледует добавить, что обозначенная расколотость жизни в дальнейшем привела к противостоянию двух типов наук, а затем и двух видов учебных дисциплин: гуманитарного и естественного.
Бесценный опыт Великобритании был обобщен и учитывается при решении этой проблемы в школах и некоторых вузах России. Так, в курском государственном университете уже несколько лет читается факультативная дисциплина «Проектная культура». Изучают ее будущие педагоги профессионального обучения, специализирующиеся в области конструирования и моделирования швейных изделий, а также бакалавры - будущие технологи образования. В рамках этой дисциплины все студенты осваивают на практических занятиях рисуночные методики, которые полифункциональны по своей природе: являются разновидностью проективных тестов, средством получения студентами живых знаний о себе, эффективным средством будущей профессиональной деятельности в сфере среднего профессионального образования.
Можно предполагать, что есть несколько объективных условий для эффективного осуществления интегративных процессов в образовании. Во-первых, это социальный статус образования, которое является системообразующей сферой среди выделяемых культурологами пятнадцати сфер жизнедеятельности человека. Обоснованием служат следующие аргументы. Каждый человек от рождения до глубокой старости погружен в эту сферу (реализация мудрого изречения «век живи - век учись»). Именно образование обеспечивает подготовку профессионалов для всех пятнадцати сфер. Образование, по мнению специалистов, входит в первую тройку факторов, обеспечивающих успех в предпринимательстве.
Во-вторых, это культурный статус образования, который может быть обозначен несколькими способами. Согласно ЮНЕСКО, в ХХI веке образованию предстоит решить четыре задачи, которые, на наш взгляд, можно поставить в соответствие четырем компонентам культуры профессионала. Задача «учиться делать» соответствует культуре труда профессионала. Задача «учиться познавать» соотносима с культурой познания. Задача «учиться жить вместе» неотделима от культуры общения. Задача «учиться жить» связана с культурой самосовершенствования. Кроме задач специалистами обозначены и описаны социокультурные стереотипы, которые также могут служить ориентирами при освоении пространства культуры: человек экономический, человек психологический, человек технологический и человек этический.
Важно подчеркнуть, что если западные страны связывают появление стереотипа «человек этический» с последней четвертью ХХ столетия, то в России этот стереотип был в почете еще в начале ХХ века наряду со стереотипом «человек экономический». Оба стереотипа гармонично представлены в незаслуженно забытом девизе П.А. Столыпина: «Превыше всего - деньги, но превыше денег -
честь». Данный девиз можно вернуть из небытия, если использовать его как незаконченное предложение. Зачитывается весь девиз, кроме последнего слова. Задача студентов - завершить высказывание. Вознаграждением за выполнение этого задания служит правильно угаданное слово «честь». После этого уместно переходить к сравнительному анализу понятий «мораль» и «нравственность», к анализу семи принципов ведения дел в России предприимчивыми людьми в 20-е годы ( тогда Россия не случайно входила в пятерку мировых держав), к припоминанию «золотого правила этики» и другим заданиям.
Роль образования уместно обозначить с помощью понятия «коэффициент элиты». Данное понятие ввели специалисты из лаборатории социологических исследований МГУ, выяснявшие причины гибели великих цивилизаций. Коэффициент элиты определяется как соотношение количества специалистов высшего класса в какой-либо сфере деятельности к общему числу грамотных людей во всем обществе. Специальные подсчеты показали, что к началу ХХ века коэффициент элиты в России был самым высоким в мире и равнялся восьми процентам [10]. Косвенным подтверждением правильности выполненных расчетов служит уже упоминавшийся факт высокого экономического положения России, а также факт, отмеченный в работе Н.О. Лосского: «Во всех школах всех стран дети русских эмигрантов по способностям и успехам оказываются среди первых учеников» [8, с. 304].
Хочется верить, что усилиями всех граждан России удастся возродить былое величие России, как бы грустно не выглядели изменения коэффициента элиты в разные годы: к началу века он равнялся 8 %, в 1917 году - 2 %, в двадцатые годы - около 1 %, в 1980 году - 0,8 %. Расчеты показали, что для сохранения общества в состоянии равновесия достаточно 1 % коэффициента элиты [10].
Авторы разработок идеалов образованности, конечно, понимали, что не так просто их достичь в реальности. Д.С. Лихачев высказал предупреждение о том, что существует сопротивление «культурной материи» на пути идеала, пробивающегося к осуществлению. В силу этого между идеалом и действительностью может образоваться разрыв. По мнению Д.С. Лихачева, причина не только в том, что идеал слишком высок, но и в том, что реальность чересчур низка и жестока [6]. Но если оставить реальность без изменений, то вряд ли удастся осуществить замысел Н.Н. Моисеева о высоком предназначении «корпуса Учителей», которому, по его мнению, можно доверить распоряжаться накопленным могуществом человечества» [9].
Список Литературы
- Волков Г.Н. Три лика культуры. - М.: Мол. гвардия, 1986.
- Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (Проблемы синестезии в искусстве). - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1984.
- Герцен А.И. Дилетантизм в науке // Собр. соч.: В 9 т. - М., 1955. ‒ Т.2 - С.5-90.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. - М.: Наука, 1985.
- Леви В. Исповедь гипнотизера: Кн. 1-я. Дом души. - М.: Семья и школа, 1993.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. - Л., 1987. - Т.2. - С.418_494.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988.
- Лосский Н.О. Россия и русский народ // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994. - С. 223-248.
- Моисеев Н.Н. Человек - ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.
- Орлов А. Потомок рюриковичей // Учительская газета. - 1991. ‒ 30 апреля- 7 мая. - С. 6.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. - М., 1990.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. - 1989. ‒ №12. - С.1-2.
- Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. - СПб.: Logos, 2006.
- Чигарьков В.М., Дижур А.Л. Проектная культура и дети: Из опыта образования в Великобритании // Техническая эстетика. - 1990. ‒ № 4. - С.2-7; № 5. - С. 11-16.