В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления может быть отнесено к высокому рангу значимости в воспитании и подготовке будущих специалистов. Всемерная поддержка студенческого самоуправления администрацией образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, определение политики государства в отношении студенчества на этапе жизненного старта, формирование общественно-государственного характера реализации государственной молодежной политики в настоящее время являются необходимыми условиями подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования Российской Федерации.
В современных условиях необходимы новые концептуальные идеи развития студенческого самоуправления, связанные с подготовкой молодых специалистов, которая отвечает современным требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда, где востребованными, безусловно, окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.
Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческих коллективов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, самоуправление является специфическим демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения. При этом студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения, как в учебной, так и во внеучебной сферах.
Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности.
Анализ практики становления и развития студенческого самоуправления в российских вузах, результаты социологических исследований подтверждают актуальность разработки концептуальных подходов к развитию студенческой социальной инициативы, самодеятельности и социального творчества.
Вопрос о моменте появлении студенческого самоуправления (ССУ) в России - один из спорных вопросов. По этому поводу можно выделить две принципиальные позиции:
‒ Студенческое самоуправление - есть новое явление в России, появление которого обусловлено переходом России на «демократические рельсы» (то есть существование ССУ стало возможным только после провозглашения и нормативного закрепления в государстве демократических принципов и позиций).
В данном случае остается нерешенным вопрос о времени признания и нормативного закрепления демократических принципов в государстве - с момента принятия Конституции 1936 г., впервые закрепившей множество прав и свобод граждан, или же со времени распада СССР и образования Российской Федерации как демократической республики.
‒ Студенческое самоуправление - институт, появление которого зависит не столько от факта признания демократических принципов в государстве, сколько от инициативы субъектов студенческого самоуправления - собственно студенчества (ССУ возникло с появлением в России высших учебных заведений).
Любым коллективам (в том числе и студенческим) присущ признак самоорганизации, поэтому более верной представляется вторая позиция.
Действительно, самоорганизация студенчества происходит под воздействием как внутренних, так внешних факторов, но последние оказывают меньшее влияние на ее принципы.
Впервые различные прообразы студенческого самоуправления стали появляться в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Немного позднее ССУ получило развитие в Дерптском и Казанском университетах.
Главным образцом ССУ для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных вопросов жизни стали уже привычным делом.
Отличительным признаком явилась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов: студенты могли создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете. Таким образом, впервые в России появилась новая, до тех пор не известная форма объединения студенчества - студенческие корпорации.
Студенческая корпорация - форма объединения студенчества для регламентации студенческой жизни, проявления студенческой самостоятельности и самодеятельности.
Студенческие корпорации существовали как бы нелегально, так как их деятельность никто не запрещал, но и никто не регламентировал. В Университетском Уставе не было указания на существование иных форм объединения студентов, кроме как сформированных по учебному принципу. Но и прямого запрета не было предусмотрено.
В 20-е годы в Дерптском университете устойчиво функционировали 3 корпорации - «Estonia», «Livonia» и «Fraternitas Rigensis», позже были образованы корпорации польских и русских студентов. Они образовывались по принципу землячества, то есть по принципу происхождения.
В эти годы формируется новая форма участия в управлении учебным процессом - конвент.
Конвент - собрание представителей корпорации с участием профессорского состава для обсуждения, в том числе, и состояния студенческих дел.
В 1834 г. в Дерптском университете впервые было созвано собрание уполномоченных - общеуниверситетский конвент, на котором присутствовали представители всех корпораций. Целью оставалось все то же обсуждение учебного процесса, участия студентов в нем, академической успеваемости.
В МГУ корпорации прожили совсем недолго - слишком сильны были традиции студенческих кружков. Но, тем не менее, попытки создания корпораций производились. В 20-е годы было создано корпоративное общество «Ландсманншафт», вобравшее в себя немецких и русских студентов. Студентами С.-Петербургского университета в конце 30-х годов были созданы сразу три студенческие корпорации: «Аристократы», «Балтика» и «Рутения». В 1844 году, когда эти корпорации были обнаружены, в Министерстве народного просвещения началась паника. Правительство поручило чиновникам полиции из III Отделения собрать сведения об этих корпорациях.
Значение студенческих корпораций для того периода было весьма велико, так как они:
- способствовали разработке и принятию так называемого «кодекса чести» студента, практика принятия которого возрождается в настоящий момент;
- поддерживали престиж в обществе и студентов, и университетов; способствовали смягчению студенческих нравов, постепенно сокращая практику уличных драк и нарушения правил общественного порядка студентами, дебошей и пьянства как несовместимых с образом студента университета;
- способствовали появлению и развитию корпоративной культуры в студенческой среде.
Следующим этапом подъема студенческого движения стал конец XIX - начало XX века, который ознаменовался активным развитием молодежных, в том числе и студенческих организаций различного характера, целей и задач деятельности. Главной причиной тому были политические волнение и желание образовавшихся к тому времени партий привлечь на свою сторону свободолюбивые и «охочие до политики» студенческие массы.
К концу XIX века в царской России студенческое самоуправление активно набирало обороты. Продолжали действовать студенческие землячества, корпорации, ассоциации студенчества, различные организации, пропагандировавшие нравственное, духовное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры и т.д.
В период до 1917 года в России существовали следующие модели студенческого самоуправления:
- выборный институт старост, права и обязанности старост определялись внутренними распорядками вузов;
- создание Совета факультетских старост; созыв съездов студенческих организаций учебных заведений России; организация Центрального университетского кружка; хозяйственное студенческое самоуправление;
- издание студенческих газет при финансовой поддержке администрации вуза; студенческая милиция; студенческие суды чести; студенческие сходки; студенческие землячества; научные студенческие общества;
- наставничество.
Идеологическими надстройками на базе органов студенческого самоуправления начали заниматься гораздо позже, чем нежели возникло само студенческое самоуправление. Но чем далее развивалось образование в России, тем более ясной становилась необходимость введения элементов корпоративной культуры в студенческие массы. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Особо эта потребность проявилась в годы Первой мировой войны.
Именно поэтому студенты (особую роль в этом, безусловно, сыграли «вечные студенты») путем объединения традиций и обычаев вуза составляли правила поведения в студенческой среде, которых и придерживались, в том числе апеллируя к этим правилам на студенческих судах чести. Эти правила назывались кодексами чести. Они никогда не были жестко зафиксированы и закреплялись, в основном, конвенционно. В них включался и перечень так называемых естественных прав студентов, к которым относились:
- Право называться студентом и носить студенческую форму - главный признак корпоративного стиля.
- Право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести.
Право на сходку. - Право на корпоративную помощь.
- Право на создание студенческих организаций.
Для успешного строительства советской высшей школы необходимо было создать новую систему управления высшими учебными заведениями. В этих целях к лету 1921 г. Наркомпрос разработал первый устав высшей школы. Летом 1921 г. была проведена Всероссийская конференция высших учебных заведений, которая обсудила и одобрила проект данного устава.
Руководство вузами осуществлялось советами, в которые входили по пять выборных представителей от профсоюзов, от преподавателей и научных сотрудников, а также от студентов. Студенты включались также в состав совета факультета, участвовали в работе предметных комиссий (кафедр), причём их численность составляла половину от количества входящих в них преподавателей. В этот период большую роль в развитии студенческого самоуправления играли также комсомольские и профсоюзные студенческие организации. Специальных органов студенческого самоуправления в высшей школе не создавалось, но принципы самоуправления лежали в самой основе организации учебного процесса, общественной работы, быта и отдыха студентов. В сфере общественной жизни студенческое самоуправление занималось вопросами организации различных массовых мероприятий, привлечением студентов к общественной работе (ликвидация неграмотности, работа с пионерами и т.п).
В середине 30-х гг. развитие самоуправления в высших учебных заведениях начало замедляться. Был издан ряд документов, повлекших ограничение инициативы и полномочий общественных организаций студентов, управление шло в сторону усиления централизации и администрирования. Это был вполне закономерный результат авторитаризации власти.
В бурном развитии студенческого самоуправления первых послереволюционных лет, проходившем иногда достаточно стихийно, нередко случались перегибы.
Студенты зачастую слишком активно вмешивались в учебный процесс.
Встречались перегибы и в организации быта студентов, например при создании коммун в общежитиях. Кроме того, активное влияние студенческого самоуправления на все сферы жизни вузов часто приводило к смешению функций студенческих организаций и административно-учебных органов высшей школы, что отрицательно сказывалось на всём ходе учебно-воспитательного процесса.
Поиск новых форм и путей использования самоуправления в 50-80-х гг. продолжался в творческой работе педагогов, стремившихся организовать жизнь учащихся с учётом их интересов и потребностей. В это время создавались студенческие научные общества, сыгравшие значительную роль в вовлечении студенчества в научную работу, учащиеся принимали деятельное участие в организации самодеятельности в вузах и т. д. При всех присущих ему недостатках, естественных для авторитарных обществ, советский этап в развитии студенческого самоуправления был большим шагом вперёд по сравнению с дореволюционным периодом.
Однако ко времени перестройки, во второй половине 80-х гг., стало ясно, что административно-командный метод руководства привёл к деформации социального и правового положения молодёжи в обществе. Это стало причиной кризисного состояния существующей системы воспитания во всех звеньях народного образования.
Начался поиск эффективной и действенной системы воспитания, основанной на демократических методах и средствах управления, педагогике сотрудничества, студенческом самоуправлении.
Учитывая накопленный за все годы становления профессионального образования в России опыт, Концепцию модернизации российской системы образования, а также участие нашей страны в Болонском процессе необходимо переосмыслить роль и место студенческого самоуправления.
Основная цель программы действий Болонской декларации - создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования. После многолетних обсуждений и дискуссий Россия 19 сентября 2003 года присоединилась к Болонской конвенции и стала участницей Болонского процесса. Роль студенческого самоуправления подчёркивается в следующих международных документах:
- Пражском коммюнике (2001 г.): ...студенты - полноправные члены академического сообщества;...студенты должны принимать участи и влиять на организацию и содержание образования в вузах;
- Берлинском коммюнике (2003 г:...Студенты являются полноправными партнёрами в управлении высшим образованием).
Как мы видим, в своём развитии студенческое самоуправление прошло в России сложный путь. В настоящее время в нашей стране оно переживает стадию бурного развития. Без понимания и учёта процессов реформирования российского образования создание эффективной системы студенческого самоуправления едва ли возможно. Современное студенческое самоуправление функционирует в рамках воспитательной системы вузов и не может рассматриваться изолированно от неё. Для этого требуется создание комфортной гуманитарной среды, расширение воспитательно-образовательного пространства вуза для профессионального самоопределения будущего специалиста (в первую очередь, за счёт культуры социума), обеспечение условий для дальнейшего развития творческой личности в период обучения, использование возможностей дополнительного образования, досуговой и клубной деятельности, молодёжных общественных организаций в формировании гражданского и патриотического самосознания, духовно-нравственном становлении обучающихся, повышение роли студенческого самоуправления, выстраивание гуманных взаимоотношений и сотрудничества. Исторический аспект развития студенческого самоуправления, в этом отношении, является той необходимой фактической базой, которая может помочь в реализации качественной системы функционирования студенческого самоуправления на всех уровнях его деятельности.
Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческого коллектива, самоуправление является демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией образовательного учреждения оптимизацию всей его жизнедеятельности.
В современных условиях необходимы новые идеи развития студенческого самоуправления, связанные с подготовкой конкурентоспособных специалистов. Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально- практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении. Формирование студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- О студенческом самоуправлении / Инструктивное письмо Федерального агентства по образованию ‒ http://dic.academic.ru.
- Берлинское коммюнике. Формирование европейского пространства высшего образования. Коммюнике конференции министров высшего образования. ‒ Берлин, 19 сентября 2003 года // http://qualiti.edu.ru.
- Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации // Официальные документы в образовании. ‒ 2002. - № 30, октябрь.
- История развития студенческого самоуправления в России http://www.sumirea.ru.
- Боков Д.А. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе // Российский научный журнал. - 2008. ‒ №5.