В настоящее время высшая школа идет по пути качественных преобразований, что возможно связано с разработкой и внедрением инновационных технологий обучения и контроля, к числу которых относят рейтинговую систему. Применительно к системе обучения, рейтинг рассматривается как кумулятивный показатель поэтапной объективизированной оценки знаний и умений студентов. Рейтинг студента рассматривается как индивидуальная комплексная оценка его успеваемости за период обучения в вузе.
В системе рейтингового контроля обычно выделяют различные виды рейтинга по дисциплинам: вводный, текущий, рубежный, самостоятельный, творческий, элективный, практический контрольный, дисциплинарный и др.
Структура рейтинга по дисциплине представляет собой долю (в %) каждого вида рейтингового контроля в общей сумме баллов дисциплины, которая равна количеству часов, отводимым в учебном плане на изучении данной дисциплины. Переход на бально-рейтинговую систему оценки знаний студентов направлен на активизацию самостоятельной деятельности студентов, повышении ее эффективности. На кафедре общей и бионеорганической химии Тверской государственной медицинской академии и на всех кафедрах химико-технологического факультета ТвГУ контроль знаний студентов по этой системе проводится на общих и специальных дисциплинах. Положение о рейтинговом контроле для студентов разрабатывается до начала учебного года, семестра и утверждается на методической комиссии, после чего это положение объявляется студентам на первой лекции или практическом занятии. На кафедре обычно оформляется стенд с целью гласности, доступности и самоконтроля студентов с информацией о полученных баллах по всем видам рейтинга.
Опыт работы преподавателей кафедры по рейтинговой системе показывает, что использование подобного метода контроля знаний студентов позволяет активизировать деятельность студента, создает мотивацию для его участия во внеучебных практических делах и повышает его заинтересованность в высокой оценке его знаний.