Многолетние наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием студентов, как первого, так и старших курсов, показали, что с каждым годом растет число учащихся с ослабленным здоровьем. Из года в год при комплектовании учебных групп для занятий физическим воспитанием в среднем 20-25 % студентов оказываются в специальной медицинской группе. Значительно количество занимающихся с нарушением осанки, заболеваниями верхних дыхательных путей аллергического характера, что, по мнению многих специалистов, свидетельствует об отрицательном влиянии неблагоприятной экологической среды. За период регулярных наблюдений количество таких студентов составляет примерно 25-30 %.
Изменение экологической обстановки, связанное с загрязнением окружающей среды химическими предприятиями и автотранспортом, увеличением стрессовых ситуаций, различных катаклизмов, оказывает отрицательное влияние на здоровье и уровень физической подготовленности подрастающего поколения. Занятия физическими упражнениями в таких неблагоприятных экологических условиях не дают ожидаемого оздоровительного эффекта, а в некоторых случаях отрицательно сказываются на состоянии здоровья занимающихся. Это требует более глубокого научного обоснования организации физического воспитания, активного поиска наиболее эффективных средств и методов снижения влияния отрицательных экологических факторов во время занятий физическими упражнениями. Увеличение или снижение двигательной активности как фактора улучшения здоровья в экологически неблагоприятных условиях требует повышенного внимания к методике применения средств и методов физической культуры.
Для улучшения положения в деле сохранения и укрепления здоровья необходимо строить работу по физическому воспитанию с учетом субъективных и объективных экологических факторов определенного региона.
Региональная модель физического воспитания - это модель, учитывающая, прежде всего, условия жизнедеятельности (климатические, социальные, экологические, биологические и др.), а также показатели здоровья и физической подготовленности определённого контингента населения региона. Использование физкультурно-оздоровительных технологий, с учетом региональных моделей физического воспитания, повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, должно способствовать развитию, укреплению и восстановлению здоровья. Эти технологии должны иметь педагогическую, физиолого-гигиеническую и психологическую направленность, повышать оздоровительный и развивающий эффекты процесса физического воспитания в зонах повышенного радиационного и химического фона. Многосторонняя зависимость здоровья каждого человека, семьи, коллектива и общества в целом от воздействия окружающей среды, питания, труда, быта, отдыха, уровня развития физической и духовной культуры людей свидетельствуют о необходимости обеспечения государством социально-экономических условий, способствующих не только предотвращению заболеваний, но и формированию, укреплению и профилактике здоровья населения.
Профилактические мероприятия по улучшению здоровья населения целесообразно рассматривать с позиций трех аспектов:
1) экологического;
2) медицинского;
3) педагогического.
Особое место в этом вопросе занимает проблема адаптации человека к неблагоприятным условиям: повышения иммунного статуса и резистивных свойств организма. На первое место выходят задачи профилактики, которые, как показывает практика, могут успешно решаться в рамках программ физического воспитания. Негативное воздействие окружающей среды является по большому счету неустранимым фактором. Однако есть основания полагать, что его влияние может быть в некоторой степени скомпенсировано или нейтрализовано не только природоохранными мероприятиями, но и работой систем здравоохранения и образования.
Важно при этом понимать, что совершенствованием охраны здоровья, усилением адаптационных возможностей человека можно частично компенсировать неблагоприятное воздействие окружающей среды, но только лишь до определенного предела. Управление здоровьем населения должно осуществляться в неразрывном единстве с главной задачей - уменьшением всеми мерами загрязнения среды проживания человека.