Основную роль в формировании и исполнении договорных обязательств по страхованию растений играют как нормы ГК РФ, посвященные договорам имущественного страхования, так и стандартные Правила страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) от 30 июня 2008 года (в случае компенсации страхователю страховых платежей за счет местного и федерального бюджета) или Правила страхования животных и гражданской ответственности владельцев животных, утвержденные решением Исполнительной дирекции Открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» от 28.01.2005 г. (Приказ № 131).
В соответствии с п. 1 ст. 961 ГК страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении указанного в договоре страхования события, обязан незамедлительно уведомить страховщика о его наступлении. Согласно п. 2 ст. 961 ГК РФ страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения страхователю, если страхователем не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая, либо отсутствие сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Смысл п. 2 ст. 961 ГК РФ, как нам представляется, не столько в том, что страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения по причине не уведомления страховщика о наступлении страхового случая (факт наступления страхового случая может быть общеизвестен), а в том, что отсутствие важных сведений (наряду с известностью наличия страхового случая) не позволяет страховщику установить достаточно точно объем причиненных страхователю убытков. Следовательно, если факт наступления страхового события известен, то страховщик обязан принять меры к составлению совместно со страхователем акта, устанавливающего все обстоятельства страхового события и размеры убытков страхователя, и выплатить страхователю страховую сумму, пропорционально степени доказанности размеров убытков, причиненных ему наступлением негативных страховых событий.
Согласно Правилам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой, утвержденных Всероссийским союзом страховщиков 30 июня 2008 года, данная обязанность страхователя уточняется: страхователь обязан сообщить страховщику о событии, имеющем признаки страхового случая, в письменной форме в течение срока, установленного договором страхования (раздел 3 договора страхования) с момента выявления страхователем факта утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (8.2.3). Страховщик, в свою очередь, должен своевременно организовать осмотр растений с тем, чтобы избежать уплаты в пользу страхователя убытков, не относящихся к страховому случаю. Указанное императивное требование обычно детализируется и в стандартных формах договоров, применяемых конкретной страховой организацией. Так, в договоре страхования, составленном ООО «УГМК-Страхование» (г. Екатеринбург), предусматривается, что страхователь обязан сообщать страховщику в письменной форме способом, позволяющим зафиксировать факт получения этого сообщения: о гибели и/или повреждения сельскохозяйственной культур или наступления опасного гидрометеорологического явления в течение трех рабочих дней с момента обнаружения и установления такого факта.
В соответствии с п. 1 ст. 962 ГК обязанностью страхователя по договору имущественного страхования является уменьшение возможных убытков при наступлении страхового случая. При этом в учебной литературе правильно отмечается, что возмещение расходов, произведенных страхователем с целью снижения возможных убытков при наступлении страхового случая, должно быть произведено независимо от результативности принятых им мер[1]. Впрочем, данное положение непосредственно вытекает из п. 2 ст. 962 ГК РФ. Расходы должны возмещаться страхователю пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости независимо от того, что вместе с возмещением других убытков они могут превысить страховую сумму[2]. Между тем, как показали результаты проведенного нами исследования, нормы стандартных Правил страхования растений 2005 и 2008 г., а тем более, стандартных форм договоров, как правило, обязывают страхователя выполнять почти все виды работ или те же агротехнические регламенты, которые выполнялись страхователем до наступления страхового случая.
Но выполнение заранее известного комплекса работ характерно только для договоров подрядного типа. Такой комплекс работ предопределяется проектами и строительными сметами. Как отмечается в юридической литературе, выполнение предварительно запланированного комплекса известных работ характерно также для договоров в сфере совместного производства сельскохозяйственных культур или договоров на проведение НИОКР.
Согласно стандартным Правилам ВСС от 30 июня 2008 г. 7.3.8., если урожай застрахованной сельскохозяйственной культуры утрачен или частично утрачен в результате событий, предусмотренных договором страхования, и по агротехническим срокам возможен пересев/подсев, то страхователь обязан произвести пересев/подсев за свой счет с последующим возмещением затрат страховщиком. Если страхователь (выгодоприобретатель) не произвел пересев/подсев сельскохозяйственных культур или произвел пересев не всей площади, из общей суммы убытка вычитается страховая стоимость культуры с непересеянной площади (п. 9.4.1.). Данные Правила заставляют страхователя производить пересев на всей площади. Между тем вопрос о минимизации убытков (в способах и объеме работ по пересеву погибших растений), как вытекает из содержания анализируемых норм ГК РФ, решает страхователь, а не страховщик. Полагаем, что исходя из смысла п. 1., 2 ст. 962 ГК РФ, страхователь должен принять разумные и доступные меры после наступления страхового события с учетом сложившихся обстоятельств, в частности, своих конкретных производственных возможностей и природно-климатической ситуации.
Сложившиеся обстоятельства после наступления страхового события и выбора страхователем мер по уменьшению возможных убытков могут существенно отличаться от тех обстоятельств, которые сложились в момент заключения договора страхования. И технология пересева растений в новых обстоятельствах может быть другой, если вообще будет признан целесообразным какай - либо пересев засеянных площадей. Так, в период засухи 2010 года вообще было нецелесообразно что-либо пересевать, поскольку дожди в средней полосе России и Поволжье начались только в конце августа, когда в принципе большинство культур не пересевают. Следовательно, и результаты принятых мер по минимизации убытков от наступивших негативных страховых событий могут быть не те, на которые рассчитывали страхователь и страховщик в момент, когда эти меры только согласовывались страхователем со страховщиком, либо определялись одним страхователем, - если страховщик на основании ч. 2 п. 1 ст. 962 ГК РФ не давал никаких указаний страхователю по уменьшению убытков.
В качестве односторонних преимуществ для страховщика следует рассматривать и пункты Правил страхования ВСС от 28 июня 2008 г., устанавливающие, как нам представляется, чрезмерный перечень документов, составляемых страхователем для установления страхового события и его негативных последствий, и в обязательном порядке направляемых страховщику. В частности, полагаем, нет серьезной необходимости в представлении следующих документов: договора страхования; актов обследования сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений по заявленным событиям с участием представителей страховщика.
Непонятно, для чего страховщику еще один экземпляр договора, если он остается у страховщика после его составления; очевидно, страхователю достаточно указать номер и дату договора. Также представляется излишним направлять акт обследования страховщику, поскольку акт составляется совместно страхователем и страховщиком в момент обследования, следовательно, представитель страховщика получает один экземпляр акта от страхователя непосредственно после проведенного обследования. На практике страхователи представляют страховщику или в суд (в случае спора) документы, составленные страхователем в одностороннем порядке, без участия представителя страховщика, поскольку представитель страховщика специально не является в хозяйство в срок, предусмотренный в извещении страхователя.
Учитывая изложенное, полагаем, что Правила страхования растений 2005 и 2008 г. следует дополнить примерно следующим пунктом: «Страховщик и суд, рассматривающий спор, должны учитывать все документы и акты, представленные страхователем в связи с наступившим страховым событием. При этом страховщик обязан принять во внимание документы, составленные страхователем при участии представителя общественности или депутата, если представитель страховщика в течение суток со дня получения уведомления не явился в хозяйство для составления документов, предусмотренных стандартными Правилами страхования, если иной, более длительный срок, не предусмотрен договором, с учетом расстояния между страхователем и страховщиком. В случае не достижения соглашения между страхователем и страховщиком по объему потерь от наступившего страхового случая, его трактовки (признания или непризнания сторонами), причинам, и другим обстоятельствам, заслуживающим внимания, стороны или суд определяют в процентном отношении степень порчи или гибели растений и сумму страховой выплаты (возмещения) страхователю на основе специальной Методики с участием приглашенных специалистов или уполномоченных представителей сторон». Такую Методику целесообразно разработать Минсельхозу РФ совместно с представителями союзов сельскохозяйственных страхователей и страховщиков.
[1] См.: Гражданское право: В 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2003. - С. 175-176.
[2] См.: Дедиков С. Неполное имущественное страхование // Хозяйство и право. - 2010. - №2. - С. 14.