Распространенность мастопатии у женщин точно не установлена и может достигать в популяции 70 % и более [2,3]. При этом нет четких представлений об этиопатогенезе доброкачественных изменений в молочных железах [1-5], а в регионе, как и в РФ в целом, отсутствует система организации и финансирования оказания специализированной медицинской помощи при мастопатии [5-8]. Сложившаяся практика монопольного обслуживания женщин с мастопатией в региональных онкологических диспансерах (ОД) не приводит к уменьшению заболеваемости и смертности от рака молочной железы, перегружает ОД непрофильной работой и снижает эффективность сил и средств, предназначенных для диагностики и лечения злокачественных новообразований [7,8]. В этой связи, с целью улучшения информированности населения и определения подходов к оптимизации маммологической помощи в регионе, мы проводим с 1992 г. комплексное медико-социальное и психологическое обследование женщин репродуктивного возраста с мастопатией с привлечением внебюджетных средств [7].
Материал и методы исследования
Обследование «практически здоровых» лиц проведено на различных предприятиях и в сельской местности в составе выездных врачебных бригад по договорам. В кабинете «Открытого приёма» при консультативной детской поликлинике № 1 принято 2790 женщин с мастопатией по психологическому принципу самоорганизации и самообращаемости (платные услуги), а в «Школе здоровья для женщин с заболеваниями молочных желез» при женской консультации ГКБ № 4 - по направлению гинекологов по полису ОМС - более 10000 человек.
Для определения частоты распространенности мастопатии в женской популяции Астраханского региона исследовали нескольких репрезентативных групп практически здоровых женщин в возрасте 20-50 лет (всего 8218 человек). Из них - 1078 женщин, подвергнутых осмотру на предприятиях выездными врачебными бригадами, в том числе 422 - анкетированию, 2353 пациентки из смотрового кабинета ГКБ № 4, 1933 - из смотрового кабинета городской поликлиники № 6 и 930 женщин, прошедших маммографию при диспансеризации на прикрепленной к нашей клинике территории. Кроме того, приводим данные ультразвукового исследования (УЗИ) молочных желез 1044 пациенток в возрасте 14-63 лет и результаты тонко-игольной пункции молочных желез 880 больных из женской консультации с направительным диагнозом «мастопатия».
Выборочному социологическому анализу подвергли ещё 265 из 2790 амбулаторных карт «открытого» приёма. На наличие соматических «фоновых» заболеваний исследовано 529 случаев с наличием признаков мастопатии (основная группа) и 197 - без признаков мастопатии (контрольная группа) из пациенток женской консультации. В работе использованы также данные официальной статистики общей и онкологической заболеваемости и смертности министерства здравоохранения Астраханской области (МЗ АО).
Психологические исследования проведены при собеседовании и анкетировании. Модифицированные тесты MMPI и интерперсональной диагностики Т. Лири применили у 140 пациенток в возрасте 18-40 лет с мастопатией и в контрольной группе из 136 женщин 20-30 лет без мастопатии.
Результаты исследования и обсуждение
Статистика мастопатии
На наличие у себя тех или иных признаков мастопатии (субъективная оценка) при анкетировании указали 42 из 422 (10 %) обследованных женщин, тогда как при целенаправленном врачебном осмотре «практически здоровых» симптомы мастопатии регистрируются почти в три раза чаще: у 295 из 1078 (27,4 %), разница достоверна (р < 0,001). При ежегодном профилактическом осмотре более 2000 женщин в смотровом кабинете ГКБ № 4 признаки мастопатии выявлены лишь у 4,8 %. В смотровом кабинете городской поликлиники № 6 за первое полугодие осмотрено 1933 женщин, признаки мастопатии выявлены у 180 (9,3 %). Более низкий процент выявления мастопатии в смотровых кабинетах, по сравнению с обследованием врачебной бригадой, видимо, обусловлен тем, что женщин осматривают медработники со средним образованием.
При маммографии во время диспансеризации признаки мастопатии у женщин трудоспособного возраста (40-55 лет) выявляются в 72,3 %, при УЗИ молочных желез в возрасте от 14 до 63 лет - в 88,9 %, а при цитологическом исследовании пункционного материала из молочных желез - в 78 %.
Таким образом, морфологические признаки не всегда совпадают с клиническими и, поэтому, распространенность мастопатии в популяции, судя по выборочным рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим критериям, может достигать более 70 % , что не противоречит и литературным данным по исследованию аутопсийного материала [2].
Медико-социальные факторы при мастопатии
В платный маммологический кабинет «открытого приёма» при детской поликлинике по психологическому принципу самоорганизации самостоятельно обратились 2790 женщин. В женской консультации по полису обязательного медицинского страхования ежегодно на консультацию с диагнозом «мастопатия» к нам направляется более 2500 женщин - жителей городской территории обслуживания. По данным выборочного анализа 1026 амбулаторных карт обеих групп, основной контингент представляют лица репродуктивного возраста. При этом, из числа самостоятельно обратившихся городские жители составляют 88,4 %, сельские - 11,3 %, со средним специальным и высшим образованием - 92,5 %, из категории «рабочие» - лишь 7,5 %. Из них русских зарегистрировано 79 %, а женщин тюркской этнической группы -21 %, что соответствует национальному составу жителей Астраханской области, где русские составляют 69,7 %, казахи - 14,2 %, татары - 7,02 %. Следовательно, проявление симптомов и мотивация к самообращению по поводу мастопатии не зависят от этнического фенотипа.
В группе самостоятельно обратившихся женщин моложе 24 лет из числа сельских жителей не зарегистрировано. В старших возрастных группах число сельских пациенток составляет 8,5-16,7 %. Это соотношение может свидетельствовать как о меньшей информированности сельских жителей о проблеме мастопатии, так и трудностях социального характера: занятость сельским трудом, отдаленность места жительства от лечебно-профилактических учреждений областного центра, финансовые проблемы.
Из числа пациенток со средним и высшим образованием в среднем 20,7 % - формально «неработающие» домохозяйки:
1) женщины, воспитывающие 1-2 детей и имеющие обеспеченных мужей;
2) женщины, занимающиеся мелким бизнесом.
Для них удобным является посещение платного маммологического кабинета в вечернее время без полиса и других формальностей, связанных с его получением (гражданство, прописка и др.).
Низкий процент (в среднем 7,5 %) обратившихся женщин из категории «рабочих» с начальным образованием, по нашему мнению, свидетельствует о важной роли, как информированности, так и уровня образования и принадлежности к определенной социальной группе. Как известно, прямая связь низкого уровня санитарной грамотности и отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи является одним из основных показателей (критериев) психического здоровья [5].
Репродуктивное поведение
Начало половой жизни из числа обследованных старших возрастных групп (после 33 лет) большинство женщин указало на возраст 17-25 лет. В возрастных группах до 33 лет большинство пациенток указывают более ранний период - 14-16 лет. На раннее начало половой жизни современных девочек-подростков и высокий процент наличия в анамнезе 1-3 заболеваний передающихся половым путем указывают и другие авторы [11].
По нашим данным, число женщин, у которых были беременности, увеличивается от 16,3 % в возрастной группе до 23 лет до 71,8-98,9 % у женщин старше 23 лет. Из 49 женщин в возрасте до 23 лет лишь 4 человека (8,2 %) имеют детей; из 142 женщин в возрасте от 24 до 33 лет 74 человека (52,1 %) имеют лишь одного ребенка, а двое и более детей зарегистрированы лишь у 10 (7,0 %) женщин этой группы. К 43 годам двое и более детей имеют 69 человек (47,3 %). Это несколько меньше, чем в старшей группе (44-53 гг.), соответственно 116 человек (64,4 %).
Аборты отмечены в анамнезе у 75,0 % в 1-й группе, 69,6 % - во 2-й, 79,7 % - 3-й и 87,1 % - в старшей. Из них на 1-2 аборта указывают 75,0 % женщин 1-й группы, 58,8 % - 2-й, 57,8 % - 3-ей и 38,8 - 4-й. При этом 3 и более абортов (в отдельных случаях до 20) отмечают, соответственно, 0, 10,8, 21,9 и 48,3 %.
Таким образом, у старших возрастных групп число абортов и выкидышей в анамнезе, относящемся к молодому возрасту, достоверно выше, чем у современных молодых женщин, что объясняется возросшими возможностями контрацепции за последние десятилетия. Одновременно отмечается и тенденция к сокращению числа детей в семье у женщин 1970-1980 годов рождения, по сравнению со старшим поколением женщин (1950-1960 годов рождения).
До 80 % женщин с мастопатией отмечают раннее прекращение лактации в сроки 1-4 мес. по причине уменьшения количества молока, раннем прикармливании и отказе ребенка от груди. Лишь около 20 % кормили ребенка грудью более 1 года. По нашему наблюдению длительность лактации до 1 года и более ассоциируется с меньшими морфологическими изменениями молочных желёз, чем у женщин, кормивших грудью меньше 3-х месяцев.
Сопутствующие заболевания у женщин с мастопатией
Выборочное исследование показало, что у женщин с мастопатией достоверно чаще, по сравнению с контролем, регистрируются в амбулаторных картах заболевания органов пищеварения (гастродуоденит, холецистит, панкреатит, колит) и урогенитальной системы. Частота заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП): уреаплазмоз, хламидиоз, трихомониаз, гонорея и др., отмеченных в анамнезе, также достоверно выше в основной группе, по сравнению с контролем, соответственно, 44,4 и 8,8 %. У пациенток 1980-1989 годов рождения - соответственно, 53,1 и 0,0 % (табл. 4). Эти данные не исключают роли воспалительных и аутоиммунных реакций организма, вызываемых ЗППП, в патогенезе мастопатии [1-5].
Исследование психологического статуса женщин с мастопатией выявило достоверно более высокую частоту таких типов личности, как истерический (55,7 %), с повышенной ранимостью и подозрительностью (35,0 %), с шизоидными тенденциями (32,9 %), ипохондрический (27,8 %) и психастенический (13,6 %), по сравнению с контрольной группой, соответственно, 21,3;18,4; 14,7; 15,4 и 11,8 %.
По нашему наблюдению, перенесенные психотравмы, обострения сопутствующих воспалительных заболеваний репродуктивной сферы, гепато-билиарной зоны, аборты или выкидыши, стрессовые ситуации обычно способствуют проявлениям симптомов мастопатии: усилению болей, появлению уплотнений в молочных железах и выделений из сосков, что согласуется с данными литературы [1, 4, 5].
Диагностика типов отношения к окружающим проводилась по следующим направлениям: «реальное Я», «идеальное Я» и оценка «со стороны». Анализ анкет выявил у всех обследованных пациенток преимущественно адаптивное межличностное поведение, что обеспечивает им благополучное положение в обществе, дифференцированное восприятие и осознание личностью мнения группы. Полученные результаты учитываются нами при назначении психологической коррекции, психотерапевтического и медикаментозного лечения мастопатии и сопутствующих заболеваний по индивидуальным программам.
Мы разделяем мнение о том, что создание специализированных маммологических кабинетов при женских консультациях и поликлиниках необходимо для информированности населения, квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции женщин с мастопатией, а так-же - для разгрузки онкологических диспансеров от непрофильной работы [3,4,5,7,8].
Список литературы
- Андреева Е.Н., Леднева Е.В. Основные аспекты этиологии и патогенеза фиброзно-кистозной болезни молочной железы // Акушерство и гинекология. - 2002. - № 6. - С. 7 - 9.
- Картер Р. Л. Предраковые состояния: монография. - М.: Медицина, 1987. - С. 78-95.
- Пинхосевич Е.Г., Голов Л.Б., Синицын В.А., Школьник Л.Д. К вопросу о выделении маммологии в самостоятельный раздел клинической медицины // Рак молочной железы: Сб. науч. трудов / МНИОИ им. П.А. Герцена [под ред. проф. В.П. Демидова]. - М., 1991. - С. 41-46.
- Семиглазов В.Ф. Профилактика и ранняя диагностика рака молочной железы // Акушерство и женские болезни. - 2005. - Вып. 2, Т. XLIX. - С. 7-11.
- Сидоренко Л.Н. Мастопатия: монография - 3-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2007. - С. 147-170.
- Сухарев А.Е., Ермолаева Т.Н., Беда Н.А., Мамаева С.А. Психологические аспекты ятрогении в онкологии // Современные наукоёмкие технологии. - 2005. - №7. - С. 25-30.
- Сухарев А.Е., Ермолаева Т.Н., Беда Н.А., Тегза В.Ю. Мастопатия (социально-гигиенические и психосоматические аспекты): Монография, Астрахань - СПб., 2008. - С. 54-96.
- Ханов А.М. Современная система организационных форм активной профилактики рака молочной железы (на модели Республики Башкортостан): автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Ростов-на-Дону, 2001. - 49 с.
- Ханжин Б.М., Ханжина Т.Ф. История разрушения и уничтожения биологических ресурсов Волго-Каспийского бассейна: монография. - М.-Астрахань, 2003. - С. 3-64.
- Чалов В.В., Мирошников В.М., Галимзянов Х.М., Сердюков А.Г. и др. Состояние здоровья населения и деятельность учреждений здравоохранения Астраханской области в 2004 г.: статистические материалы к итоговой коллегии. - Астрахань, 2005. - 135 с.
- Шубочкина Е.И. Социально-гигиенические факторы риска и репродуктивное здоровье девушек, обучающихся в ПТУ // Планирование семьи. - 2000. - № 2. - С. 19-24.