Антропогенное воздействие на среду обитания постоянно увеличивается, это создает необходимость постоянного контроля её качества. Классически для этого используют методы химического анализа. Эти методы требуют проведения серийных контрольных замеров, поскольку химический состав отдельных ионов меняется не только по сезонам года, но и по ситуации. Поэтому в настоящее время все чаще говорят о биоиндикации, как определение состояния среды по качественному и количественному составу тех или иных организмов.
Целью настоящего исследования явилось изучение развития листа, как органа фотосинтеза, выведения вредных веществ, древесного растения в зависимости от районов загрязнения. Использовали морфометрический анализ листьев ильма японский (Ulmus japonica), березы маньчжурской (Betula mandshurica), ясеня маньчжурского (Fraxinus mandshurica), ясеня носолистного (Fraxinus rhynchophylla) и тополя корейского (Populus koreana) в семи точках по автотрассе с разным химическим напряжением загрязнений. Вычислялась площадь листа и составлялась её кривая в семи точках по каждому виду. Морфометрические данные сравнивались с химическим анализом почв в данных районах, которые получены ранее.
Сравнивая точки с разной загрязненностью, была выявлена четкая закономерность их с площадью листовой поверхности. В районах с большей загрязненностью почвы, листовая поверхность небольшая у всех изученных видов, то есть лист не вырастает до средних значений листовой пластинки, которые наблюдаются в более благоприятных по загрязнению районах. Наибольшая площадь листа наблюдается в спальных районах, лишенных промышленных предприятий. Листообразование в нашей полосе массово проходит весной, но в течение лета на смену утраченных листьев, в результате загрязнений среды, идет появление новых, которые не успевают вырасти до максимальной для виду величины, этим и объясняется меньшая площадь листа в районах с большим загрязнением.